ГЛАВНОЕ — НЕ ПОТЕРЯТЬ ВЕРУ
Вглядываясь на минувшие годы и оценивая события прошедшего десятилетия, понимаешь правдивость сказанного: «Многое видится на расстоянии».
В жизни каждого человека отражается та эпоха, в которую ему довелось жить. Не исключение и верующие люди, чающие спасения и ищущие его в лоне Церкви.
Однако путь этот подобен руслу реки, в которой встречается немало подводных камней и водоворотов. Но люди, идущие к Богу и находящие опору и утешение в учении Святой Матери-Церкви и наставлениях ее богомудрых Отцов, и не ждут спокойствия. Так было во все времена. Особенностью же нашего времени является глубокое проникновение в лоно церковное различных обновленцев, колеблющих и подрывающих вековые устои Православия.
Поэтому сегодня особенно важно найти мудрых, верных истине духовных руководителей, читать святоотеческие книги и наставления, а также внимать живым словесам благодати Божией, исходящим их уст тех немногих современных подвижников благочестия, которых, милостью Своей, являет нам Господь.
Однажды при посещении Санаксарского монастыря Господь сподобил меня, грешную, услышать ответ старца Иеронима на смущавший душу вопрос. Он был связан с обучением в Свято-Тихоновском Православном институте. Дело в том, что поступив на катехизаторский факультет упомянутого учебного заведения с целью получить знания по церковным дисциплинам, изучить жития и труды святых Отцов, с первых же дней обучения я ощущала сильное смущение. Порой невольно рождалось недоумение: «Где я, в православном институте или у протестантов?» Со временем тревога и сомнения усугубились: среди рекомендованной нам для чтения литературы встречались авторы, труды которых явно были далеки от святоотеческих – Иоанн Мейендорф, Александр Шмеман и др. По части изучения церковной истории предлагались ориентированные на экуменизм книги А. Карташева.
Смущение, разрастаясь, не давало душе покоя. При посещении известного монастыря Свято-Введенской Оптиной Пустыни я спросила мнение об этом институте у иеросхимонаха Селафиила. Улыбаясь, он сказал мне: «Мы называем его „московско-парижский институт“».
Перед службой в Санаксарском монастыре некоторые паломники ожидали выхода старца Иеронима, чтобы услышать ответы на волновавшие их вопросы. Спрашивали о пропавших близких, просили совета у высокой духовной жизни старца, брали благословение на то или иное важное дело. Долго не задерживались, так как батюшка тогда уже был тяжело болен. Я не готовилась к этой встрече и полагала, что у меня нет действительно серьезных проблем, поэтому спросила лишь о своем самом насущном на тот момент, не дававшем покоя: «Стоит ли мне продолжать обучение в Свято-Тихоновском Православном институте?» Батюшка Иероним на некоторое время замолчал, и мне уже подумалось, что старец не хочет говорить на такую маловажную тему. Однако значимость проблемы и старческого вразумления я уяснила много позже, запомнив навсегда слова: «Можно учиться – можно не учиться. Главное – не потерять бы веру...»
Сложилось так, что в конце третьего курса я взяла академический отпуск и больше в институт не вернулась. Когда давление мирских жизненных тягот немного спало и я смогла «прийти в себя», то стала более внимательно следить за тем, что происходит в Церкви. Вспомнились тут и мои ранние «искания»: в одно время я попала в обновленческую паутину свящ. Георгия Кочеткова, устранявшего всех, кто противился его системе обучения, методику которой он защищал в Париже. (Позднее в его «Высшую Московскую Христианскую Школу» уже не брали людей, посещавших другие храмы, а принимали лишь невоцерковленную молодежь, «не отягощенную» познаниями в Православной вере, дабы начать обучение «с чистого листа»). Но тайное всегда становится явным, и не может тьма укрыться от света. С Кочетковым встречался Патриарх Алексий II. Итогом их беседы были слова Святейшего: «Страшная гордыня!» и последующее запрещение обновленца в служении. Удивительно, что ныне свящ. Георгий в большом почете, возглавляет институт, где распространяет свои еретические взгляды, при этом принимая поздравления от некоторых высших церковных иерархов.
Оценивая прошлое – только еще начинавшееся проникновение модернистского духа в Церковь, ощущаешь истинность слов Спасителя: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцем (Мф. 11, 25).
Ведь ученики Господа Иисуса Христа, апостолы, были простыми рыбарями. Они писали Священное Писание, не дерзая внести что-то свое. Неискаженным должны принимать Писание, данное Духом Святым, и все верующие. Но не так происходит у «мудрых века сего»: стремление «обновить» Христово учение на деле оборачивается его искажением.
От таковых предостерегал нас Господь: лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Там же. 15, 7–9).
А нам следует, как наставлял старец Иероним, не теряя веру, помнить: горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Там же. 18, 7).
Надежда АФОНИНА