О ТАК НАЗЫВАЕМОЙ РЕЛИГИИ ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ
Из сочинений епископа Орловского и Севского Иринея (Орды)
Есть в Евангелии одна весьма поучительная притча (в Евангелии, впрочем, нет ничего не поучительного) о царском празднике, на который приглашены были гости. Один из гостей был удален из светлой храмины пира и брошен во тьму кромешную за то, что вошел в неприличной царскому торжеству одежде (см.: Мф. XXII, 1 – 13).
Не примет Господь на свой пир, в свое Небесное Царство тех, которые, подобно не пожелавшему надеть на себя брачной одежды, не хотят знать религии, данной людям Богом, а измышляют себе религию по своему хотению.
В наши дни умственная и нравственная распущенность и неверие породили особенно много ненавистников церковно-христианского учения, совершенно равнодушных даже к тому, иметь ли какую-либо веру или совсем оставаться без веры. А некоторые из мудрых века сего придумали особую религию – так называемую религию честных людей.
"Для нас, – говорят такие заблуждающиеся мудрователи, – совершенно безразлично, принадлежать ли к тому или другому исповеданию либо вообще верить или не верить проповедуемому духовенством учению. Если ты добросовестно, честно исполняешь возложенные на тебя обязанности, то это и есть твоя религия, это самое лучшее богослужение, поэтому в будущей жизни и людям, строго верующим, и тем, кто вел честную жизнь, хотя и не думал о вере, будет уготовано одно и то же место".
Но рассуждающие таким образом Бога почитают или думают почитать по-своему, не хотят знать Божественного Откровения и заповедей Святой Церкви. Значит, они восстают против Бога, предписавшего нам в Своем Откровении, каким образом Он желает, чтобы мы Его почитали. Но они в своей одежде хотят быть на устроенной Богом вечере. Такое ложное учение и служение, такое непослушание и упрямство ясно выраженной воле Божией не может пройти безнаказанно.
И удивительно, как неразумна эта религия, так называемого честного человека! Как безсмысленно считать, что человек может верит чему хочет и как хочет, может выбирать себе из десяти заповедей Божиих и учения Церкви то, что ему заблагорассудится! Не признавать пример, Таинств, не участвовать в обществ богослужении и тем не менее быть уверенным, что достигнет предназначенной ему цели в Царствии Небесном вместе с верующими Но зачем же в таком случае апостол Павел писал: «Праведный от веры жив будет»? У кого настолько широкое к состраданию сердце, что он – КОНЕЧНО, самовольно – широко открывает врата неба даже и тем которые не так думают и верят, как требуют святая вера и Церковь Христова, тот разрушает все дело Христово на земле, считает мир безгрешным и дает полную свободу всем заблуждениям на Если все одинаково должны в Царстве Христовом – и православные верующие, и верующие по-своему, почему бы т должны найти себе там места и все лжеверующие, мусульмане и идолопоклонники? Они ведь только не так думают, как мы! Даже еще больше: зачем быть в аду гонителям христиан – например, Нерону, предателю Иуде, самому диаволу, всем прелюбодеям, убийцам, обманщикам? Они только по-своему думали и верили, и больше ничего...
Если признать, что каждый думаю: по-своему не лишен будет Богом блаженства, тогда, очевидно, христианство будет безполезно, тогда порок будет добродетелью, а добродетель пороком, тогда Слово Божие стало бы ложью… Посмотрим далее. Действительно ли их честность, которую они освобождают от всякой религии, имеет такое значение или же эта препрославная "честность" лишь носит название таковой?
Чаще всего человек считает себя честным, ли он явно не вор, не убийца или не имеет за собой видных всем грубых пороков. Хотя частная Его жизнь может быть полна грехов и пороков и у него могут быть своеобразные понятия о нравственности и добродетели. Иной считает себя честным, хотя он в глазах людей – пошлый лжец, клеветник и обманщик! Другой претендует на имя честного человека, хотя все низменные животные инстинкты достигли него крайности и не находят в нем себе никакого противодействия. И в его сокращенных (десяти) заповедях совсем не запрещены все мерзости. Он не хочет признать, что без Божественной благодати нельзя человеку устоять в добре среди окружающих искушений.
Во времена Ветхого Завета иудей, желавший быть праведным, должен исполнять десять заповедей Божиих и все другие законы. В Новом Завете Спаситель подтвердил эти заповеди Божии. Любовь к Богу и ближнему Он поставил первой и высочайшей заповедью для всех, кто желает достигнуть блаженства. Он перед своим Вознесением сказал апостолам: «Идите, научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. III, 19–20), что свяжете на земли, будет свяно на небеси, и что разрешите на земли, будет разрешено на небеси...
Как же после этого человек по собственной мерке и вкусу может избирать, что честно и праведно? Не должно ли быть названо честным единственно то, что называет таковым Господь Иисус Христос и основанная и руководимая Им святая Церковь? Разве можно отвергать слово Откровения из уст Спасителя и Его Церкви, не повиноваться им и тем не менее быть свободным от греxa и не потерять право на вечное блаженство?
Неужели действительно на земле ничего больше не остается делать, как быть честным человеком? Если ты хороший, опытный и исправный в своей сфере деятель, неужели можно думать, что м ты уже исполнил весь круг своих обязанностей? Разве нет еще над тобой твоего Господа и Творца, Которому принадлежит все служение жизни? Разве нет у тебя никаких обязанностей пред Богом? Не создан ли ты для прославления Бога, для возвеличения Его славы? «Ему, безсмертному и невидимому Царю вечности, Единому Богу да будет честь и слава!» – пишет апостол Павел (1 Тим. I, 17).
Сначала Бог с горы Синай возвестил всем людям заповеди, относящиеся к Его почитанию: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня... Не сотвори себе кумира и всякого подобия». К этим двум заповедям присовокупил: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе». И затем дал четвертую заповедь: «Помни день субботний!» И только после этого было дано шесть других заповедей, определяющих обязанности человека к людям, к земной жизни и упорядочивающих ее (см.: Исх. XX, 2–17).
Разве не поставил Спаситель также любовь к Богу выше всего? Разве не говорил Он об обязанностях к Своему Небесному Отцу как первой и большей из всех заповедей? Поэтому, если ты и честный человек, если ты и исполнил все обязанности своего звания и состояния, то и тогда ты далеко еще не все сделал из того, что должен был сделать. Ты еще не почтил Бога, ты еще не веровал в Него, не надеялся на Него, не любил Его. Ты не исполнил обязанности молитвы, ты в «собственной одежде» рассчитываешь войти на брачный пир. Но бойся! Царь скажет слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите и бросьте его во тьму внешнюю» (Мф. XXII, 13). Аминь. (Ириней, епископ. Поучения. СПб., 2005. С. 111–117.)