«БУДЬТЕ КАК ДЕТИ»
Из писем и наставлений схиархимандрита Виталия (Сидоренко)
Возлюбленные радости наши, родные и о Господе присные! Благослови вас Господи Своею десницею, утешая в скорби, которой нет. Это человек своим неверием создает себе скорбь и начинает страдать, грешить, унывать, роптать, малодушничать. Господь рек: «Аз есмь с вами и ннктоже на вы».
Надо раздавать, а мы приобретаем, надо слушать, а мы ропщем, надо отсекать свою волю, а мы ею живем, надо возненавидеть сей мир и все его утехи, а мы его любим – ив итоге мы идем наперекор заповедям Божиим. И тогда везде тяжело.
Кто нам помощь? Господь, Матерь Божия и святые Божии. Вы в скорби и во благоволении Божием. Когда Израиль был в Египте и плакал, Господь любил его. Когда мама сильно озабочена своим дитем? В плаче его.
Скорби – от того, что в борьбе, в борьбе – от того, что закон Христов духовен, требует распятия. Вы найдете утешение в том, что человечество никогда не приступало к распятию без борьбы. Доказательство – Сам Богочеловек, молившийся в саду Гефсиманском, "да мимо идет чаша сия", и пот Его падал на землю, "яко капли крове". Если вы видите, что немощь побеждает вас, то знайте, что '"Господь силен дать крепость людям Своим", как говорит святой Давид. Те люди Богу свои, тем своим людям Он даст крепость, которые сохраняют верность к Нему в произволении, в то время немощь их производит нарушение верности в делах. Вспомните, что Христос пришел призвать грешников, а не праведников на покаяние. Встаньте в ряды грешников, припадите в смирении к стопам Христовым, предаваясь воле Его, поручая Его воле ваше настоящее и будущее. А Он прольет мир и спокойствие в душу вашу, тем самым покажет, что Он близ вас, что Промысл Его бдит над вами. Некоторый святой отец сказал: «Блажен человек, познавший свою немощь! Потому что праведник, не познавший своей немощи, находится на весьма опасном пути». Другой говорит: "Если Христос пришел
не для праведников, то я отвергаю мою правду, как грех, отлучающий меня от Христа, и в том, что я грешен, нахожу мою правду небесную, доставляющую мне средство приступить ко Христу и быть с Ним".
Все это я пишу вам в утешение, чтобы, видя, что вы в долгу у Христа, приходили бы не в безнадежие и скорбь, но в смирение, благодушествовали по причине упования на Христа, которое не посрамит. Истинное смирение есть дар Божий. Следовательно, его нельзя иметь, когда хочется, – его надобно достигать. А оно достигается тем, между прочим, чтобы никогда и нигде, ни в чем не считать себя выше других, не сметь никого осуждать, ни на кого сердиться – словом сказать, считать себя землею и пеплом, по которым не возбраняется ходить никому. При таковом смирении послушание придет уже само собой.
Между тем не думайте и не мечтайте, что здесь, на земле, можно дойти до такого состояния, чтобы никогда не бороться с собой или с духом злобы. Нет! Здесь, на земле, – не рай, не вечный покой, а поприще, или школа.
Господь сказал: "Будьте аки дети". Если не будете таковыми, то не сможете быть Ему детьми. Всех любите, по силе молитесь, терпите, смиряйтесь, ни на кого не озлобляйтесь. Ежели будете любить, то и не будет подозрения. Имейте в виду всех людей на свете папами и мамами, тогда Дух Божий будет почивать в душе. Дитя ничего не знает – оно покойно, доверчиво, безстрастно. Обо всех людях на свете думайте, что их любит Господь и что на них почивает Дух Свят, а себя во всем вините, смиряйтесь, укоряйте, но не отчаивайтесь. Отец Андроник, где бы ни был, со всеми мирно жил, советовался, хотя его били, душили...
Из этого видно, как должно любить всех людей на свете, никогда ни думать, ни говорить нельзя, что один – свой, а другие – чужие. Все родные, один сопротивник чужой.
Ничего нет сложного, если будешь любить людей, искренне будешь стараться им помочь.
Тогда тебе будет очень легко жить. Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.
С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да Иисусову молитву творить. Это чудное средство.
Родителей надо слушать, не прекословить, целовать им руки, брать благословение.
Что ни делаете, помышляйте, наблюдая за сердцем, что все делаете Господеви. Вот и пойдут дела ваши во славу Божию. И Иисусову молитву творите – и будет двойное дело: и молитва, и труд, и тако всегда с Господом будете.
Когда другому даешь, то Самому Христу Богу даешь. Этим зарабатываешь спасение, очищение грехов, располагаешь всех к усердию добра. И чем больше даешь, то и тебе Бог посылает по реченному: "Дающего рука не оскудеет".
Да поможет и благословит вас Господь Своими великими и богатыми милостями, подавая помощь свыше от Отца Светов. Вы Господеви приносите смиренное послушание, за все благодарение, и в радости и в скорби возлагайтесь на Промысл Божий. Всегда молитесь, главное – не ссорьтесь. Я вот подзатыльники получаю, a еже ли бы сего не было, то рога бы выросли своеволия, самонадеяния, хвастовства, высокоумия. Видите, каждому человеку надо поклониться.
Никому нельзя думать, что "никому не нужна (не нужен)", надо ко всем мячиком катить: и служить по силе, тогда всем нужны.
Вы, наши радости, идите вслед Богу, Который рече: "Воззовет ко Мне и услышу его, с ним есмь в скорби". Он вас благословит, душу и тело укрепит и в жизнь вечную водворит. Спаси вас, Господи! Простите. (Задонский паломник. 2003).