В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИСТИННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ И ДЛЯ ПОСРАМЛЕНИЯ ЕРЕТИКОВ
Не желая встречаться с еретиками, ученики отказались посещать старца
Некогда авва Сисой пришел с горы аввы Антония на ближнюю гору Фиваидскую и поселился там. Были там и мелетиане. Некоторые братия, услышав, что он пришел на ближнюю гору, желали видеть его, но стали обсуждать между собой: «Что нам делать? Там живут мелетиане. Знаем, что старцу они не могут сделать вреда, но как бы нам не впасть в искушение от еретиков». Поэтому, чтобы не встретиться с еретиками, они не пошли и к старцу. (Достопамятные сказания. С. 257. № 42.)
В доказательство истинности Православной Веры и для посрамления еретика преподобный Макарий Египетский воскресил мертвеца.
Однажды пришел к Макарию Египетскому какой-то еретик. Своим красноречием он смутил весьма многих братий-пустынников, наконец дерзнул явиться к Макарию и обличать его в неправомыслии. Старец стал опровергать его. Еретик возражал, на простые речи старца отвечая хитрыми изворотами. Святой видел, какой опасности подвергается чистота веры братии. «Что нам препираться к соблазну слушателей? – сказал Макарий. – Пойдем к гробницам братий, отшедших уже ко Господу, и кому из нас Господь даст силу воскресить умершего, пусть знают все: вера того угодна Господу». Это предложение с радостью было принято братией. Пришли на могилы. Макарий предложил еретику воскресить умершего во имя Господа. «Нет, господине! – возразил тот. – Ты предложил это условие, ты прежде и воскрешай». И Макарий пал на землю и стал молиться. После продолжительной молитвы, возведя очи ко Господу, воскликнул: «Господи, яви нам, кто из нас обоих право верует, воскресив этого умершего». И назвал он имя одного недавно погребенного брата. И тотчас послышался голос из могилы. Братия бросились разрывать ее. Сняв с умершего погребальные пелены, вывели его из могилы живым. Увидев это, еретик, пораженный ужасом, бежал. Братия погнались за ним и изгнали его за пределы той страны. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 100.)
В доказательство истинности Православной Веры авва Коприй вошел в костер и невредимо пробыл в нем полчаса.
Однажды я (авва Коприй) отправился в город. Там пришлось мне встретиться с манихейским учителем, совращавшим народ. Я должен был его оспаривать, но он оказался чрезвычайно изворотливым, и я не мог уловить его в споре. На меня напал страх, как бы не подать соблазна слушавшим, если бы он ушел и стал хвастаться своей победой. Тогда я воскликнул: «Разведите большой огонь на площади, и мы оба войдем в пламя. Кто из нас выйдет из пламени невредимым, вера того да будет признана истинной!» Мои слова понравились народу, и тотчас же был разведен страшный огонь. Тогда, взявшись за манихея, я повлек его с собой в пламя. «Постой, – вскричал тот. – Не так! Пусть каждый из нас войдет порознь! А так как ты придумал это, то и иди первым». Осенив себя крестным знамением во имя Христово, я вступил в середину пламени, и оно как бы расступилось. Так прошло с полчаса, и во славу Божию я остался невредим. Народ был изумлен, и все прославили Господа, восклицая: «Дивен Бог во святых Своих». После пришла очередь манихея. Его стали принуждать войти в пламя, но он сопротивлялся и упирался. Тогда толпа схватила его и бросила в середину костра. Пламя тотчас охватило его, и он выскочил полуобгорелый». (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 63.)
Своей благотворительностью во время голода сановник Севериан с женой обратили многих еретиков к Православию.
Когда настал сильный голод, сановник Севериан с женой обратили к Православию всех тамошних еретиков тем, что во многих своих поместьях отворили житницы и отдали свои запасы на пропитание бедным. Такое их необыкновенное человеколюбие привело еретиков в согласие с правой верой, и они прославили Бога за простоту веры и чрезмерную благотворительность этих супругов. (Лавсаик. С. 258.)