СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Сын благочестивых родителей, мудрый философ и красноречивый оратор, свт. Иоанн всю жизнь посвятил спасению душ человеческих, имея особое попечение о немощных и убогих. Много трудов положил он на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. "Стараниями" неблагочестивой императрицы Евдоксии святитель был сослан сначала в Армению, а после неожиданной смерти Евдоскии, по проискам его врагов – еще дальше: в глухой Питиус (в Абхазии). Ослабленный изнурительной дорогой и издевательствами конвоиров, свт. Иоанн навек смежил свои "златые уста" в Команах 14 сентября 407 г.
Он оставил Церкви многоценное сокровище – церковные беседы, за которые еще при жизни назван "Златоустым". И ныне, как в прежние времена на Руси, чтение проповедей свт. Иоанна является излюбленным и многополезным занятием православных людей.
Приведем небольшой отрывок одного из "Слов" Иоанна Златоуста – о должном отношении к иудейским праздникам:
«У жалких и несчастных иудеев наступает непрерывный ряд праздников; трубы, кущи, посты; а многие из тех, которые считаются нашими,., одни ходят смотреть на эти праздники, а другие даже участвуют в праздниках и постах (иудейских). Этот-то злой обычай я и хочу теперь изгнать из церкви...
Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им Солнце правды: они отвергли свет Его, и сидят во тьме, а мы, жившие во тьме, привлекли к себе свет и избавились от мрака заблуждения... Они с малолетства читали пророков, и распяли Того, о Ком возвещали пророки: мы не слышали божественных глаголов, и Тому, о Ком предсказано в них, воздали поклонение. Вот почему жалки они; ибо тогда как другие восхищали и усвояли себе блага, им (иудеям) ниспосланные, сами они отвергли их...
Нет ничего жальче иудеев: они всегда идут против собственного спасения. Когда надлежало соблюдать закон, они попрали его; а теперь закон перестал действовать, они упорствуют в том, чтобы соблюдать его. Что может быть жальче тех людей, которые раздражают Бога, не только преступлением закона, но и соблюдением его?..
Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет; там место идолослужения... А вернее сказать, не синагоги только (служат таким убежищем), но и самые души иудеев...»
Исторический календарь-альманах