ИДЕЙНЫЙ ПРОТИВНИК ЕВРОПЕЙНИЧАНЬЯ
В 1885 г. умер идеолог панславизма Николай Яковлевич Данилевский (род. 28 ноября 1822 г.).
При советской власти и вплоть до недавнего времени имя русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского было предано забвению, а его могила – залита бетоном и превращена в спортивную площадку. Основная причина этого – резкое осуждение Данилевским западничества. В своем знаменитом труде "Россия и Европа", законченном в 1869 г., он писал:
«Ложное... отношение национального к общечеловеческому... породило пагубное заблуждение, известное под именем западничества, которое, не сознавая ни тесного общения между Россиею и Славянством, ни исторического смысла этого последнего, - отмеривает нам и братьям нашим жалкую, ничтожную историческую роль подражателя Европы, – лишает нас надежды на самобытное культурное значение, то есть на великую историческую будущность... Западничество, или европейничанье... та болезнь, которою страдает русское общественное тело, – болезнь, под которую подводятся все наши общественные недуги...»
Данилевский, отстаивая духовную самобытность славянского мира, считал, что для самосохранения славянским странам необходим всеславянский союз. И для будущего России он также имеет большое значение, так как ей «предстоит только две возможности – или с прочими славянами образовать особую самостоятельную культурную единицу, или лишиться культурно-исторического значения – быть ничем». Нынешнее положение России подтверждает сказанное еще в прошлом веке: «Независимость без единства ослабит славянство, сделает его игралищем посторонних интересов и интриг, вооружит части его друг против друга; единство без независимости лишит его свободы, широты и разнообразия внутренней жизни».
Книга "Россия и Европа" выдержала до 1917 г. несколько изданий и оценивалась как единственный фундаментальный историко-философский труд, в котором описаны мировая раскладка противоборствующих сил, место России среди них и предложен собственный путь, по которому должна идти наша страна. Ф.М. Достоевский охарактеризовал книгу гак: «Да ведь это будущая настольная книга всех русских».
Это не единственная работа Данилевского. В 1885 г. и в 1890 г. были изданы два тома его книги "Дарвинизм. Критическое исследование". Оценивая "теорию" Дарвина как надуманную гипотезу, не подтвержденную ни фактами, ни логикой и направленную против религии, он писал: «Я принадлежу к числу самых решительных противников Дарвинова учения».
Один из современников, Н.Н. Страхов, так оценил личность Данилевского: «Он принадлежал к числу тех, кого можно назвать солью земли русской, к тем неизвестным праведникам, которыми спасается наше Отечество».
Исторический календарь-альманах