О БОЖЕСТВЕННОЙ РЕВНОСТИ
Преподобный Максим Грек
Совет собору православному против Исаака волхва и обманщика
Кроткое и тихое и терпеливое отношение ко всем человеческим преступлениям весьма потребно для всех вообще верующих, а в особенности для священников Вышняго, как говорит Божественный глас: возьмите иго Мое на себея и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11, 29); но против прекословящих и сопротивляющихся правой вере и усиливающихся словом и делом повредить ее, и воспитанных в ней привлекающих в свою прелесть, - против таких весьма справедливо нам всею душою воспринять похвальную божественную ревность по благоверию, по слову пророка: не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях. Совершенною ненавистью возненавидех я; во враги быша ми (Пс. 138, 21).
Кто столь кроток, как боговидец Моисей? Однако и он, когда увидел людей беззаконнующими и своим безумием прогневляющими вышняго, то, отложив смотрительно свою кротость, не пощадил ни старцев, ни юношей, ни стариц, ни молодых дев, но без милости повелел ревнителям закона - левитам убивать оружием всех подряд, будут ли то сродники, или старцы, или молодые, так как они, забыв множество великих Божиих благодеяний и чудес, уклонились к идолослужению.
Так же возлюбим похвальную по Боге ревность Финееса, который пронзил копием своим Замврия, князя израильтянина, и мадианитянку на самом их гнусном преступлении (Числ. 25, 7). И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь, - говорит Писание (Пс. 105, 30), то есть, прекратилось истребление гневом Божиим народа иудейского после того, как в один день пало их двадцать три тысячи, единственно из-за блудного греха. О, как удивительна ревность этого чудного мужа, которою он не только отвратил великий и праведный гнев Божий от народа израильского, но еще и вменися ему в правду, в род и род до века (Там же, 31).
Не стану говорить о чудном Илии и о Елисее, сколько они по ревности Божией сделали для славы Божией и ко спасению рода иудейского.
Но кто не знает поступок блаженного архиепископа Льва Катанского относительно скверного волхва Илиодора, или кто, слыша об этом, не ужаснется?
Немалое время он терпел все его поступки, которыми тот смущал священную паству Христа Спасителя и надругался над нею.
Наконец, когда увидел его неисцельно недугующим, не стал более его терпеть. И когда Илиодор, во время вечернего богослужения, сатанинскими волхвованиями произвел замешательство в самом богослужении, то Святитель Божий, чудный Лев, разжегшись божественною ревностью, поспешно вышел из алтаря и омофором своим смело обвил шею Илиодора, дотащил его до самой торговой площади, и здесь, когда по его приказанию было разведено большое огнище, притащил его к нему, влез с ним в огонь, и пробыл в нем архиерей Божий, держа волхва омофором, пока этот скверный ученик и служитель бесов не сгорел весь. Святитель же Божий и премудрейший поборник по благоверии, Лев, вышел из огня невредимым, так что ни один волос его не был опален огнем.
Подражая ему, и вы, как последователи тех мужей и строители тех же таинств, покажите такую же, как они, ревность, и всею душою воспримите такой же подвиг ради благочестия, и смущающих его, кто бы они ни были, не устыдитесь и не постесняйтесь, но воспротивьтесь им, по-апостольски, единомудренно и единодушно, с приличным православным святителям Божиим дерзновением. И смутивших паству Христову предайте внешней власти для соответствующей казни. Чтобы и другие вразумились, и не смущать на будущее время овец Христовых в нашей православной земле.
Ибо что общего у верующих с неверующим? Они распяли Того, Которому мы поклоняемся, в Которого веруем и Которым спасаемся; они непрестанно проклинают Того, Которого мы день и ночь благословляем и славим со Отцем и Святым Духом. Сохраните землю нашу чистою и невредимою от таких бешеных псов.
Будьте сообщниками древних ревнителей, чтобы и вам сподобиться таких же, как они, венцов и похвалений в грядущий век, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава в безконечные веки со безначальным Отцом и Святым духом. Аминь.