ПРАВЛЕНИЕ ИОАННА III. В этот день скончался Вел.Князь Иоанн III Васильевич
Свято соблюдая заветы предков по собиранию Русской земли и всегда проявляя во всех своих действиях удивительную обдуманность и чувство меры, Иоанн III за 43 года великого княжения сделал ряд огромных земельных приобретений и оставил своему наследнику уже весьма могущественное государство, превосходящее по своим размерам почти в три раза то, что он получил от своего отца Василия Темного.
Только одна победоносная война со своим зятем королем Польским Александром, предпринятая Иоанном для защиты Православия среди русского населения литовских областей, позволила вернуть 19 городов, 70 волостей, 22 городищ и 13 сел. Да и невозможно было вести борьбу с Московским государством, вся сила которого именно и состояла в глубоком сознании всеми подданными своих обязанностей по отношению Государя и Родины; для них они не задумывались жертвовать не только деньгами, но и жизнью. В то время как в Польше и Литве все отношения подданных к государю основывались на их правах.
Войска и их державный вождь были всегда воодушевлены возвышенными понятиями о чувстве долга и благородстве; так, московские воины побросали в воду захваченные доспехи новгородцев, не желая пользоваться добром изменников русскому делу и Православию; московские воеводы гнушались общения с немецким изменником Гаммерштетом, несмотря на оказанную им большую услугу нам в битве с немцами; сам Вел. Князь велел заточить кн. Холмского, предавшего ему своего господина Тверского князя, не желая иметь в числе своих слуг предателя; наконец, наши военачальники князья Ухтомский и Ярославе кии после битвы с татарами в 1469 г., получив от Иоанна высшие в то время знаки отличия – по золотой деньге для ношения на груди, – отдали их священнику, чтобы он молился о Государе и его воинстве. Мужество, безкорыстие и горячая любовь к Родине были отличительными чертами сподвижников Иоанна III.
Верным помощником Иоанна во всех его делах был сам русский народ, стремившийся объединиться в крепкое государство вокруг стольного города Москвы.
Несмотря на многочисленные войны, благодаря счастливому их окончанию и отсутствию внутренних усобиц, время правления Иоанна было одним из счастливейших и самых спокойных для Московского государства; торговля развилась весьма сильно, и вообще очень поднялось благосостояние жителей. По свидетельству иностранцев, в Москве было такое изобилие в хлебе и мясе, что говядину продавали не на вес, а по глазомеру.
Право варить мед и пиво и употреблять хмель перешло, с целью уменьшения пьянства, в исключительную собственность казны. Даже литовец-католик Михалон в своем сочинении "О нравах татар, литовцев и москвитян" (сер. XVI в.) отметил, что «в Москве великий князь Иван (третий) обратил свой народ к трезвости, запретив везде кабаки». Далее Михалон пишет, что вследствие распространения роскоши и пьянства в Литве московские Государи завоевывают у нее целые области и города, так как московский народ всегда трезв и всегда при оружии, а в крепостях всегда находятся постоянные войска; другие же по очереди занимаются охраной границ...
Сравнение Михалоном тогдашних порядков в его Литве и в
Москве весьма показательно: «Мы держим в безпрерывном рабстве людей своих, добытых не войной и не куплей, принадлежащих не к чужому, но к нашему племени и вере, сирот, неимущих, попавшихся в сети чрез брак с рабынями; мы злоупотребляем нашей властью над ними, мучая их, уродуя, убивая без суда, по малейшему подозрению. У татар и московитян ни один человек не может убить человека, даже при очевидном преступлении. Это право предоставляется только судьям в главных городах, а у нас по всем селам и деревням делаются приговоры о жизни людей».
Крестьяне при Иоанне III оставались по-прежнему свободными, но было точно и окончательно установлено, что переходы от одного владельца к другому могли происходить только один раз в году – за неделю до Юрьева дня ("осеннего Георгия") и неделю спустя его. Определение это вошло в "Судебник", или судный устав, составленный в 1497 г. Наказания, определяемые "Судебником" за различные преступления, стали строже чем по установлению "Русской Правды" Ярослава Мудрого. Введение в "Судебник" смертной казни и разного рода пыток явилось всецело заимствованием из Западной Европы. Однако важным преимуществом русского законодательства перед западноевропейским было то обстоятельство, что у нас перед уголовным законом были все безусловно совершенно равны. Так, в 1491 г. по приговору суда всенародно секли кнутом князя Ухтомского, дворянина Хомутова и бывшего архимандрита Чудова монастыря за составление подложной грамоты, сочиненной ими, чтобы получить в собственность чужую землю.
Сурово наказывал Иоанн Васильевич и иностранных мастеров, если они того заслуживали. Заботясь о сохранении народного здоровья и нравственности, князь Иоанн строго следил, чтобы к нам не заносились заразные болезни, и все приезжающие из-за границы подвергались тщательному надзору.
«Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла от нашествия монголов: Россия нынешняя образована Иоанном, – отмечал Н.М. Карамзин. – Но Иоанн, включив Россию в число государств Европы и ревностно заимствуя искусства образованных народов, не мыслил о введении новых обычаев, о перемене нравственного склада подданных...».
Исторический календарь-альманах