ЦЕРКОВНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ВЛАСТИ
Московский Собор 1503 года под влиянием св. старца Иосифа и его учении принял "Соборный ответ" о неприкосио венности церковного достояния: «понеже вся стяжания церковная – Божия суть стяжания, возложенная, нареченная и данная Богу». Памятником трудов игумена Волоцкого является в значительной степени и "Сводная Кормчая" – свод канонических правил Православной Церкви, начатый прп. Иосифом и завершенный митрополитом Макарием.
Существует мнение о разномыслии и несогласии двух великих наставников русского иночества конца XV–XVI столетий преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского (|1508; память 7 мая). Даже в церковной литературе их нередко представляют как возглавителей двух «противоположных» направлений в русской духовной жизни – внешнего делания и внутреннего созерцания. Это глубоко ошибочно. Преподобный Иосиф в "Уставе" дал синтез русской иноческой традиции, непрерывно идущей от афонского благословения прп. Антония Печерского через прп. Сергия Радонежского до наших дней. "Устав" пронизан требованием полного внутреннего перерождения человека, подчинения его жизни задаче спасения и обожения не только каждого отдельного инока, но и соборного спасения всего человеческого рода. Большое место в "Уставе" занимает требование от монахов непрерывного труда в соединении с внутренней и церковной молитвой: «никогда монаху праздным не быть». Труд, как «соборное дело», представлял для прп. Иосифа самую сущность церковности – веру, воплощенную в добрых делах, осуществленную молитву.
С другой стороны, прп. Нил Сорский, сам подвизавшийся несколько лет на Афоне, принес оттуда учение о созерцательной жизни и "умной молитве", как средстве исихастского служения иноков миру, как постоянном духовном делании, в сочетании с необходимым для своего жизнеобеспечения личным физическим трудом. Но труд духовный и труд физический – две стороны единого христианского призвания. В этом отношении преподобные
Иосиф и Нил – духовные братья, равные продолжатели святоотеческого церковного предания и наследники заветов прп. Сергия. Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт прп. Нила и посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи старца Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты его учениками. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Взгляды последователей прп. Иосифа на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники – сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобною Нила Сорского о "нестяжании" – отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений двух святых – прпп. Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из "Устава" св. Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твое-мое» был положен в его основу.
Исторический календарь-альманах