Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
30.10.2010

О ЕРЕСИ «ЖИДОВСТВУЮЩИХ», КАББАЛЕ, МАГИИ И ПРОЧ.

«Во время управления русской митрополией Филиппом I с 1464 по 1474 гг., какой-то иудей Феодор, прибыв в Московское государство, по всем вероятиям, из Литвы, крестился и так повел свои дела, что митрополит поручил ему, как знающему иудейский язык, перевести на славянский Псалтырь, что тот и сделал. Псалтырь эта сохранилась в собрании рукописей Кирилло-Белозерского монастыря и по новейшим исследованиям наших ученых оказывается Иудейской молитвенной книгою «Махазор», причем, по словам одного из исследователей, М.Н. Сперанского, «ни в одном из псалмов нет пророчеств о Христе», которых так много в истинной псалтыри, так как Феодор жид, «фанатически преданный иудейству» перевел вовсе не псалтырь Давида, а молитвы иудейские, употребляемые при богослужении, в которых ярко просвечивает иудейская оппозиция (неприязнь) учению о троичности лиц Божества».
Темная личность Феодора-жида была только предшественником гораздо более опасных разрушителей нашей веры.
В 1470 г. новгородцы пригласили себе литовского князя Михаила Олельковича. С ним вместе из Киева прибыл и ученый жид Схария, который был хорошо научен «чародейству же и чернокнижию, звездознанию и астрологии», как его впоследствии описывает один из обличителей. Этот Схария и взялся за прочное насаждение жидовства в лоне нашей Церкви. Первым его учеником был священник Дионисий, которого он, без сомнения, привлек тайнами иудейского чернокнижия или каббалы... В каббалу входит астрология,., а также магия, или искусство производить чары с помощью заклинаний и др. волхвований.
Заманчивые и таинственные сведения, которые сулит изучение каббалы, служат на протяжении множества веков, вплоть до настоящего времени, сильнейшей приманкой для людей легковерных... Наставники-каббалисты постепенно убеждают учеников, что полное посвящение в тайные науки возможно лишь при условии отречения от Христа.
XIV и XV столетия ознаменовались особенным увлечением западно-европейского общества занятиями каббалистическими науками, преимущественно же астрологией... «Отреченные книги», во множестве появившиеся на Руси в XIV и XV веках в переводах с западноевропейских языков: «Аристотелевы врата, или тайные тайных», «Рафли», «Шесто-крыл», «Трепетники» и «Лопаточники»... имеют самую близкую связь с иудейской каббалой, и, по-видимому, значительная часть их составлена иудейскими раввинами... Одним из таких странствующих раввинов-каббалистов, которых в это время имелось много в Западной Европе, и был, очевидно, Схария.
Дионисий не замедлил совершенно поддаться опытному жиду-совратителю и привел к нему вскоре другого священника... Оба новообращенных священника так усердствовали в новом учении, что хотели даже обрезаться, но жиды их до этого не допустили, говоря, что в случае падения на них подозрений обрезание будет служить уликою, и что иудейства они должны держаться тайно, явно же оставаться христианами и строго исполнять наружное благочестие. Это наружное благочестие первых еретиков... содействовало быстрому распространению их учения, причем новообращенные жидовствующие всеми силами старались получить священнические места, чтобы успешно воздействовать на свою паству. Кроме того еретики отличались ученостью и имели книги, которых не было у православного духовенства, которое потому не могло успешно бороться с ними...
Увидя, что дело разрушения православной веры благодаря усердию новообращенных... стало на прочные основы, жид Схария счел благоразумным скрыться со своими жидами-помощниками из Русской земли».
Когда же ересь заползла в Кремль, а митрополитом стал тайный последователь жидовствующих – Зосима, архиепископу Геннадию удалось собрать Московский собор, который проклял еретиков и приговорил к заточению. Святитель Геннадий велел посадить осужденных на лошадей лицом к хвосту в вывороченном платье и в берестовых остроконечных шлемах с надписью: «се есть сатанино воинство». В таком виде их провезли по всему Новгороду и в заключение подожгли на их головах шлемы.
Однако собор 1490 г. не обезсилил ереси в Москве, где главные жидовствующие, и в том числе митрополит, остались неоткрытыми. Потребовалось еще 14 лет борьбы и поддержка знаменитого и могущественного союзника – прп. Иосифа Волоцкого, чтобы на Соборе 1504 г. была окончательно обличена ересь жидовствующих и виновникам был вынесен строгий приговор.

Исторический календарь-альманах


<-назад в раздел

Русский календарь