ПОДМЕНА ЛЮБВИ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ
Что такое порочность? «Порочность есть ничто иное, как извращение естественных побуждений к добру, – пишет Феофилакт Болгарский в толковании на послание апостола Павла (Рим. 3, 9–18), – почему, возбуждая человека к противоестественному, делает его безполезным».
Это «извращение естественных побуждений к добру» проявляется, увы, даже в самом высоком духовном проявлении – в любви к Богу. И здесь враг ищет, чтобы прельстить… и избранных (Мк. 13, 22). Конечно, «всякий человек ложь» (Пс. 115, 2) и мы, увы, ежеминутно преступаем эту заповедь – и делом, и словом, и помышлением, и «вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя» (см.: Ис. 64, 6). Но искренне кающегося человека Господь прощает.
Однако есть грех, нарушающий божественную заповедь о Любви, который «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 13, 32). Потому что принявший этот грех в сердце, поражается такой непомерной гордостию, что даже не может это осознать, а потому и покаяться. Этот грех – хула на Духа Святаго, которым поражены все ереси. «Всякая ересь, – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа». Именно поэтому так строго Господь через своих Божественных учеников и Святых Отцов повелевает «не общаться», «отсекать», «бежать как от ядовитой змеи» от еретика.
Причина в том, что слишком незаметно даже для очень духовных людей, прославившихся и нищелюбием, и безсребренничеством, и даром пророчества, и исцелениями, и воскрешениями мертвых, и прочими самыми высокими добродетелями и дарами, «естественное побуждение к добру», о котором говорит блаженный Феофилакт, после простого общения с еретиком невидимо вытесняется порочным и происходит подмена любви истинной человекоугодием, т.е. «любовью» человеконенавистничества. А сам человек, теряя истинную любовь, становится в духовном отношении «безполезным», «медью звенящей или кимвалом звучащим» (см.: 1 Кор. 13, 1–3), хотя внешне остается все тем же.
Следуя слову Божию, «многочисленные сонмы святых приняли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в богохульном учении» – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.
Духовные лица, сблизившиеся и ведущие «диалоги» с еретиками и заразившиеся от них невероятной гордыней, оправдывая свои действия, очень много говорят о «любви к братьям» – еретикам, в своем «милосердии» уподобляя себя Самому Господу, не гнушавшемуся «диалогом» с Самарянкой, и что Господь обязательно спасет всех, кто хоть раз призовет Его имя – будь то католик или протестант или еще кто-то… И совсем не видят, что клевещут на Самого Бога.
В одном случае Он жестоко наказывает за малейшую провинность, погубив, например, почтенного, высоконравственного старца-судию Илия с его сыновьями и послав кару на весь последующий род его лишь за то, что Илий не очень строго наказал сыновей, не пощадил Господь при этом даже ковчег Божий, попустив таким образом быть поругану от иноплеменников и самому Имени Божию (См. 1 Цар. 3, 13–14; 4, 11), и все это только за недостаточную ревность Илия. Величайшие учители Церкви – свт. Иоанн Златоуст и свт. Василий Великий этот ветхозаветный пример гнева Господня приводили для тех, кто не имеет страха Божиего. О грядущем наказании Господь предостерегает таковых и в Новом Завете: «той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав себе, ни сотворив воли его, биен будет много» (Лк. 12, 47).
А для экуменистов, мнящих о себе, что они «знают волю господина своего», Бог вдруг запросто отменит обещанное наказание за такой ужасный грех, как хула на Духа Святаго и указания по отношению общения с еретиками. Выходит, что Господь непоследователен, не верен Своему слову – а значит и не совершенен?!
Поэтому сегодня, как, наверное, никогда, важно постоянно помнить и исполнять слова Апостола «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (Петр.5, 8) И здесь же научает, как это делать: Противостойте ему твердою верою (Петр. 5, 9).
Николай Светлов