ДУХ ЛАОДИКИЙСТВА
В последние годы мы стали свидетелями широкого распространения в среде православных христиан некоего особого учения, некой идеологии, которую кратко можно назвать идеологией лаодикийства, или лаодикийским учением. Это учение сравнимо с известными древними, равно как и с последующими, еретическими учениями. «Воодушевляет» это учение особый дух - дух церковного лаодикийства...
Главными, опорными, так сказать, тезисами, постулатами лаодикийской идеологии являются лукавые, ориентированные на стихии мира сего истолкования нескольких избранных библейских, в основном, новозаветных, отрывков и отдельных изречений. Вот некоторые из них: «кесарю кесарево», «всякая власть от Бога», «чистым все чисто», и что Христос участвовал в переписи...
А недавно пришлось услышать и такой лаодикийский «аргумент»: ведь сказано же в Евангелии, что «Бог возлюбил мир», а вы, дескать, призываете отвернуться от мира, отгородиться от него, отказаться от обычной современной жизни - от идентификационных номеров, например, и других достижений прогресса.
Да... Вот и думай теперь: чего в этом «аргументе» больше - лукавства или духовной слепоты? Неужели непонятно, что слово «мир» употребляется в Священном Писании в двух смыслах, о чем святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит так:
«1. Словом „мир" обозначается все человечество в следующих и подобных им выражениях Писания: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16)...
2. Словом „мир" обозначаются те люди, которые ведут греховную жизнь, противную Божией воле, живут для времени, а не для вечности. Так надо понимать слово „мир" в следующих и подобных им выражениях: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 19). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 15-16). Не знаете ли, что дружба с миром сим есть вражда против Бога? (Иак. 4, 4)... Короче сказать: мир есть жизнь плотская и плотское мудрование (св. Исаак Сирин, Слово 2)».
Вот почему, по словам того же святителя Игнатия: «При служении миру невозможно служение Богу, его и нет, хотя бы болезненному взору рабов мира оно и казалось существующим. Его нет! а то, что представляется, есть не что иное, как лицемерие, притворство, обман себя и других. Друг мира становится непременно, может быть незаметно для себя, злейшим врагом Бога и своего спасения».
«Ты ни холоден, ни горяч...»
Сопоставление имеющихся в Апокалипсисе характеристик Лаодикийской церкви с современной церковной жизнью позволяет выделить следующие главные черты нынешних лаодикийцев:
1. Теплохладность, отсутствие должной духовной ревности: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих <...> будь ревностен (Откр. 3, 15-16).
2. Самодовольство и обмирщенность: ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды (Там же, 17).
3. Духовная несостоятельность и безблагодатность: ты несчастен, и жалок, и нищ <...>и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей (Там же, 17-18).
4. Духовная слепота: ты <...> слеп <...> глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть (Там же).
5. Либерально-демократическое сознание. Если подстрочно перевести с греческого слово «лаодикийская», то получится «народоправческая», т. е. - демократическая.
+ + +
Рассмотрим несколько подробнее тип современных христиан-лаодикийцев, так достоверно, хоть и в нескольких только чертах, обрисованный в Апокалипсисе. Прежде всего, лаодикийцы обличаются в богопротивной духовной теплохладности.
Теплохладный колеблется между истиной и ложью, между добром и злом. Намеренно он вроде бы не хочет оскорбить Бога и на основании этого своего нехотения считает себя благочестивым, однако с приходом сильного искушения он отступает от истин веры, идя на уступки врагам Христа и Церкви.
Теплохладный боится быть явным злодеем, но никогда не решится на более или менее значительный подвиг самоотвержения. Он страшится гонений за Истину, не готов к тому, чтобы претерпеть лишения, трудности, поношения. То есть, проще говоря, не хочет себе «проблем».
Теплохладный - фарисей, прикрывающий безобразие души своей показным благочестием, но это его внешнее благообразие и лицемерное приличное поведение не могут исправить внутреннего неустройства и сокрыть постыдной наготы (символ потери благодати). Он слепотствует умом, находится в состоянии жалкого самообольщения, беззаботности, духовного сна и омертвения, и потому не чувствует опасности своего положения. Безпечность и нерадение становятся причинами пагубного неведения и самоуверенности.
Особенно беден теплохладный лаодикиец искреннею любовью, отличающей верных последователей Христовых - филадельфийцев (в переводе с греческого «филадельфия» - братолюбие).
Вера теплохладного лаодикийца - пластмассовая. Бог является для него не Живым Богом, Которого он ощущает всем своим существом, а отвлеченно-рассудочной идеей, похожей на холодный и далекий свет звезды. Поэтому лаодикийцы, говоря, что любят Христа, «любовь» эту находят возможным совмещать с пристрастною любовью к миру сему и к тому, что в мире (ср.: 1 Ин. 2, 15).
Христиане-лаодикийцы похожи на людей, которые уверяют вас в своей преданности и дружбе, но если потребуется доказать дружбу и преданность не словами, а делом самоотвержения, то не показывают готовности к сему. В них не вмещается учение слова Божия об отречении от мира сего: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24); Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4); Мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19) и т. д.
Те, которые именуют себя христианами, а сему учению Евангелия о том, в чем состоит истинное служение Христу, не следуют, которые решаются совместить служение Христу со служением миру сему, ревнуют, по-видимому, о благочестии и в то же время предаются человекоугодию, боятся возвысить свой голос против нечестия, богоборчества и богоотступничества, - все таковые заслуживают упрек, обращенный к лаодикийскому христианину: «ты ни холоден, ни горяч, а только тепл» (более точным переводом будет - «тепловат», «чуть тепл»).
«О, если бы ты был холоден, или горяч!» - говорит далее Спаситель. То есть что-нибудь одно: или ты должен быть истинным христианином, всецело, безраздельно преданным Божественному Учителю своему, или уж лучше совсем не знать тебе Христианства. Незнание Христа - хоть и великое, но все-таки, по-видимому, меньшее зло - сравнительно с предательством Христа и отречением от Него (понятно, что это отречение может совершаться не только словами, но и делами).
Теплохладные, не имеющие горячей преданности Христу лаодикийские христиане находятся в опасности быть отвергнутыми от Него. Согласно Откровению, они возбуждают во Христе к себе отвращение, о силе которого можно судить по сравнению с тем ощущением, какое бывает при тошноте: Поелику ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (в славянском тексте: ...изблевати тя от уст Моих имам).
Да убоится каждый из нас сего грозного приговора правосудия Божия и да потщится стяжать ту горячность в вере и ту твердую верность Христу, без которых нельзя быть настоящим христианином!
Компромисс ради куса
О первых христианах в Священном Писании сказано, что они расхищение имения своего принимали с радостью, зная, что есть у них на небесах имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10, 34). Поношение Христово истинные христиане должны почитать большим для себя богатством, нежели египетские сокровища; ибо они должны взирать на воздаяние (Там же. 11, 26).
Но не таково духовное устроение и отношение к материальным благам у современных теплохладных псевдохристиан, думающих о себе, что они уже разбогатели и ни в чем не имеют нужды (Откр. 3, 17). И если христиане-филадельфийцы, имеющие ту ревность о Богоугождении, к которой призывает Господь и лаодикийцев (см.: Там же, 19), выбирают сегодня «крест», то лаодикийцы - «хлеб» (вспомним предсказание блаженной старицы Матроны Московской), т. е. плотские блага, житейское благополучие.
Конечно, нынешние церковные либералы в первую очередь могут быть отнесены к категории лаодикийцев. Именно либерально настроенные «церковные деятели» - в числе коих, к сожалению, немало иерархов, рядового духовенства и богословов - и есть руководители и идейные вожди церковного лаодикийства.
Страх перед мирской властью и «страх иудейский» (см.: Ин. 19, 38; 20, 19) у церковных носителей либеральной идеологии сильнее страха Божия, поэтому они используют сейчас все силы своего разума (потому что сердце и совесть никогда не смогут этого сделать), чтобы оправдать свое подчинение антихристовой системе. Они пытаются поддержать церковные учреждения отказом от духовной свободы и от героического и безкомпромиссного исповедания православного вероучения, хотя только это способно поддержать непобедимое вратами ада Тело Христово (Церковь).
Современные лаодикийцы свой компромисс с духом мира сего называют «царским» или «средним» путем, противопоставляя его «православному фундаментализму» и «радикализму» (так они называют безкомпромиссное стояние за Истину христиан-филадельфийцев). Но здесь совершается подмена понятий. Выражения «царский путь» и «средний путь» Святые Отцы употребляли для того, например, чтобы показать, что в духовных подвигах молитвы, поста, бдения и других нужна рассудительность, разумная умеренность, что подвиги эти нужно принимать на себя, сообразуясь со своими силами. И конечно, Святые Отцы не имели в виду «средний путь» между истиной и ложью, светом и тьмой, добродетелью и грехом, Богом и дьяволом.
Адепты демонократии
Привычный принцип существования пастырей-лаодикийцев - угождение «демократическим» властям, соединенное со лжеучением о том, что Церковь Христова одобрительно относится к демократической форме правления.
Лаодикийцы «стыдятся» требований слова Божия и канонов церковных как «устарелых», «отставших от далеко ушедшей вперед» жизни, недостаточно «прогрессивных», считают, что каноны надо отменить или переделать, а церковное учение приспособить к современным принципам «толерантности» и «демократизма». И все это соединяется с приверженностью к формализму в Православии, словно суть нашей религии в церемониях, помпезности, официальных встречах, конференциях и речах, словно Церковь - это чисто земная, «общественная» организация, «юридическое лицо», а не Богочеловеческий Организм, не мистическое Тело Христово (см.: Еф. 1, 23; Кол. 1, 24 и др.).
А христиане-филадельфийцы, напротив, отвергают либерализм с его люциферианской «свободой» и вседозволенностью, не принимают современных «демонократических» лозунгов и «ценностей», как в политической сфере (вслед за Святыми Отцами и учителями Церкви, филадельфийцы признают богоданной лишь одну форму власти - монархическую, считают, что угодной Богу может быть только власть Православного монарха - самодержавного Царя, помазанника Божия), так и в других сферах жизни (социальной, экономической, культурной и религиозной). Филадельфийцы отвергают т. н. «либеральные реформы», - как в Церкви, так и в государстве.
Идеи демократии обличали многие выдающиеся русские святые: святители Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы Амвросий, Варсонофий, Анатолий младший, преподобный Варнава Гефсиманский и др. И современный нам святитель, митрополит Иоанн (Снычев), писал о демократии, что «все ее идеи замешаны на лжи».
Лаодикийцем оказывается сегодня всякий христианин (кто бы он ни был - мирянин, монах, священник или архиерей), соглашающийся с насаждаемой ныне системой апокалиптического зверя и не оказывающий ей никакого духовного сопротивления. «Есть люди верующие, но почти ничего не делающие, - говорила императрица-мученица Александра Феодоровна. - Тех же, кто любит Христа, отличает именно действие».
Такими действиями, которыми свидетельствуется любовь ко Христу, и явяются сегодня исповеднический отказ христианина от всего того, что предлагает антихристова глобализация (личные коды, новые документы и прочее), решительное противостояние богоборческим силам и труды по возрождению Святой Самодержавной Руси.
Священник Андрей Горбунов