ДАНИЛОВСКИЙ ИГУМЕН ПРОТИВОРЕЧИТ СВЯТЫМ ОТЦАМ
Преподобный и богоносный отец наш Анатолий Оптинский в пророческом духе, прозревая наше время, писал своему духовному сыну: «Чадо мое, знай, что в последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие. И вот, вследствие оскудения благочестия, появятся в Церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни. От того ереси распространятся всюду и прельстят многих… Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская будет тогда в поношении… От сих угроз будет на малодушных тогда большое уныние, но ты сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (Мф. 10, 32).
Все слова преподобного старца Анатолия Младшего исполнились с поразительной точностью. Например, Школой молодежного служения Центра духовного развития молодежи при московском Свято-Даниловом монастыре руководит игумен Петр (Мещеринов), который отрицает необходимость для православных твердо стоять в Православии. «"Отстаивание Православия": старого календарного стиля, церковнославянского языка, дисциплины поста или подготовки к Причастию и т.п…, - пишет он, - ревнители отстаивают всё это именно как вещи религиозные – что свидетельствует только о том, что их религиозное сознание пребывает исключительно на земле, и следовательно оно секулярно». Иными словами святоотеческий календарный стиль, церковнославянский язык, дисциплины поста, подготовки к Причастию и многие другие подобные вопросы якобы имеют земное измерение и не имеют отношение к неотмирному Православию.
Так ли это? Давайте разберемся. В этом нам помогут Святые Отцы. Преподобный и богоносный отец наш Варсонофий Оптинский пишет: «Чтение на славянском языке благотворно действует на душу. Славянский язык несравненно красивее и богаче русскаго. Между ними такая же разница, как между дворцом и трактиром…». Т.е. великий Оптинский Старец придерживался иного мнения по вопросу церковнославянского языка, чем даниловский игумен.
Так же и в отношении святоотеческого календарного стиля. Отцы Великого Константинопольского Собора 1583 г. предали анафеме тех, кто молится по григорианской пасхалии и календарю. Такая же ситуация и с остальными вопросами.
Таким образом, «отстаивание», как выразился игумен Петр, святоотеческого календарного стиля, церковнославянского языка, дисциплины поста, подготовки к Причастию и многих других подобных вопросов имеют самое непосредственное отношение к Православию. Они являются стоянием в вере, о котором говорил преподобный Анатолий Оптинский. Противореча Святым Отцам, игумен Петр показывает только свою гордость и духовное невежество.
Николай Светлов