"КАКОЕ ОБЩЕНИЕ ПРАВЕДНОСТИ С БЕЗЗАКОНИЕМ?". ЭКУМЕНИЗМ СБЛИЖАЕТ ПРАВОСЛАВИЕ С ЕРЕСЯМИ
На Соборах древняя Церковь отделяла православную истину от еретической лжи, порывая с ересями всякие связи: и догматические, и канонические, и сакраментально-литургические. Нынешний же экуменизм, наоборот, пытается установить разнообразные связи в Православии с отдельными вероисповеданиями, в том числе с самыми еретическими, вступая тем самым в противоречие с практикой древней Церкви.
Это убедительно подчеркивает английский богослов д-р Мартин Ллойд Джонс, который пишет: "Нет ничего интереснее контраста между Вселенскими Соборами первых веков христианской эры и сегодняшним экуменическим советом церквей. Важнейшей задачей Соборов было вероучение - определение догматического учения и разоблачение заблуждений и ереси. Существенной же характеристикой нового движения (экуменизма) является безразличие к догматическому учению, примат духа инклюзивизма (включения) и сотрудничество на практической почве".
Под духом инклюзивизма автор понимает стремление к объединению во что бы то ни стало всех деноминаций в одну общую организацию, независимо от того, правильно или еретически они веруют.
Слово Божие повелевает нам не иметь ничего общего с еретиками. Св. ап. Павел наставляет: еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10) и еще: умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17). Сказано: уклоняйтесь (!), а не "сближайтесь с ними" (!).
Экуменизм же сближает православных христиан с еретиками. Среди экуменистов раздаются голоса об "интеркоммунионе", т.е. об общении в таинствах между различными по вероисповеданию религиозными объединениями. Так, англикане уже причащаются вместе со старокатоликами, а в последнее время - и с методистами, которые крайне либерально смотрят на видимую церковь. С 1963 года англикане имеют полное литургическое общение с независимой филиппинской церковью, с которой вошли в общение с 1965 года и старокатолическая церковь, хотя филиппинская церковь не совсем свободна от унитаристских тенденций.
Этим подготавливается вхождение и Православной Церкви в литургическое общение сперва с более близкими к ней инославными исповеданиями, каковы римско-католическое и дохалкидоновское (монофизитское, к которому относятся армянская и коптская конфессии, - прим. ред.), а затем и с прочими объединениями, без предварительного устранения их догматических расхождений и противоречий с Православием. На VI Генеральной ассамблее ВСЦ в Ванкувере в 1983 году была пробита брешь - некоторые православные архиереи присутствовали на экуменической "литургии" архиепископа Кентерберийского с участием двух женщин - англиканских "священниц".
Эти кощунственные действия противоречат Слову Божию, православному учению о Церкви как едином Теле Христовом, святым канонам и вековой православной практике! "Древняя Церковь разделяла Трапезу Господню лишь с теми, кто находился в полном общении с Церковью на основании единства в вере и канонического устройства", - заявлял в 1975 году представитель Русской Православной Церкви в ВСЦ.
А что происходит ныне? Некоторые "православные" экуменисты уже самочинно причащаются вместе с инославными, хотя прекрасно знают, что для православного христианина абсолютно недопустимо входить в сакраментальное общение с еретиками!
Проф. архимандрит Иустин (Попович) об этом рассуждает так: "Учение Православной Церкви об еретиках, выраженное св. Апостолами, св. Отцами и св. Соборами, гласит: ереси - не Церковь и не могут быть ею. Потому у них (еретиков) не может быть св. Таинств, во всяком случае, св. Евхаристии - Таинства над Таинствами...
"Intercommunio" - общение с еретиками в св. Таинствах, особенно в св. Евхаристии - это самое безсовестное предательство Господа Иисуса Христа, иудино предательство, а также предательство всецелой Богочеловеческой, Апостольской, святоотеческой, Единой Церкви Христовой.
Прежде всего, нужно спросить: на какой экклезиологии основано так называемое "intercommunio"? Все Православное учение Церкви основано не на intercommunio, но на Богочеловеческой действительности communio, на Богочеловеческом общении (ср. 1 Кор. 1, 9 ; 10, 16-17; 2 Кор. 13, 13; Евр. 2, 14; 3, 14; 1 Ин, 1, 3), в то время как термин "взаимообщение" сам по себе противоречив и полностью безсмыслен для православной экклезиологии.
По православному учению о св. Таинствах, Церковь не признает вне себя никаких других "таинств" и не считает их таковыми для определенного лица, пока оно не перейдет из псевдоцеркви через покаяние в Православную Церковь. Остающийся вне Церкви и не соединяющийся с нею через покаяние есть еретик и неминуемо находится вне церковного спасительного общения (=communio), ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6,14)".
В силу глубоко обоснованных решений, принятых Вселенскими Соборами, Православная Церковь порвала всякое общение с еретиками: с арианами (унитарианами), несторианами, монофизитами, иконоборцами и проч. Сегодня же экуменизм вбирает в свое широкое лоно эти и многие другие ереси и требует, чтобы Православная Церковь входила в молитвенное и даже сакраментальное общение с ними!
Чтобы как-то обосновать это требование, экуменисты прибегают к придуманному протестантскими богословами аргументу, будто христианская вера не подлежит "вербализации; она-де есть мистическая реальность, которая ускользает от анализа и которую нельзя выразить в дефинициях, определяющих истину и заблуждение".
На этот аргумент выше цитированные Ллойд Джонс возражает: "Так говорящие выступают не только против обычая Церкви первых веков, создавшей свое "верую" и свои исповедания веры, но более того - они отвергают учение Нового Завета, который утверждает, что истина может быть определена в такой степени, что можно установить, кто когда уклонился от нее. И действительно, как можно сказать, что кто-то отошел от Истины, если не знать, в чем именно она состоит? Все это предполагает, что истина может быть определена и точно описана".
Экуменические деятели не скрывают, что единственной пока сферой сотрудничества между христианами различных исповеданий остается практическая деятельность и совместная евангелизация и что надо избегать вопросов вероучения, ибо "учение разделяет". По их мнению, не стоит особенно касаться догматов, поскольку среди христиан еще нет экуменического безразличия, появление которого ожидается в будущем, экуменически перевоспитанном молодом поколении.
Подобный дух отхода от догматов постепенно создается в результате частых экуменических контактов и впредь будет усиливаться путем экуменического воспитания и образования. Оно будет осуществляться прежде всего введением в высшие богословские школы специальной дисциплины, называемой "экуменическое богословие", которая будет приглушать еретические заблуждения не через их опровержение, а внушая уважение к любой ереси и пропагандируя симпатию ко всякому чужому убеждению (что мы и наблюдаем сегодня, - прим. ред.). "Экуменическое богословие" будет сначала умалять значение Вселенских Соборов, а зачем начнет их подрывать и отрицать.
<...> В качестве примера, что экуменисты не стесняются порицать Православные Соборы, приведем высказывание одного из вице-президентов ВСЦ в 1971 году д-ра Е. Пейна, который обсуждая вопрос об единстве и согласии среди Церквей так выразился о Сердикийском Соборе: "Собор, заседавший в Сердике в 343 году, к сожалению, не сумел разрешить противоречия между верующими (под "верующими" Пейн понимает и ариан наравне с православными, - прим. авт.). К несчастью, этот Собор привел к еще большему напряжению и еще большим недоразумениям".
Указывая на это, как на "серьезное предупреждение всем нам", Пейн намерен внушить, что не следует повторять "ошибок" прежних Соборов, которые якобы разъединяли верующих, а надо идти компромиссным путем объединения всех деноминаций посредством ВСЦ. Из этих слов Пейна следует, что Православие, которое доселе так твердо стояло за свои Соборы, должно ради экуменизма отступить от них, поскольку они якобы "не сумели разрешить противоречия между верующими".
Архимандрит Серафим (Алексиев)
По книге "Почему православному христианину нельзя быть экуменистом"
Источник: "Информ-религия"