БУДЕМ ТВЕРДО ДЕРЖАТЬСЯ СВОЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
Св. прав. Иоанн Кронштадтский о Православии, инославии и сектантстве
Сознают ли лица, бывшия по рождению, крещению и воспитанию в Церкви Православной и уходящия, или ушедшия в католичество и другое какое-либо неправославное вероисповедание, или же в штунду, пашковщину и толстовщину, – сознают ли они все то, что они оставляют, и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят.
Установим определенную точку зрения на Православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.
Что же? Неужели Церковь и вера Православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небеснаго, Вечнаго, Премудраго и Всемогущаго Архитектора-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава Церкви – Иисус Христос?
Имя ли одно – Церковь Православная, без действительнаго православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада; разве Ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?
Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей Ея истины и православия, Ея чудной животворности и спасительности даже до нашего времени?
Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава Церкви – Христос, исполняющий Ее славою и спасением и непобедимою силою Своею?
Разве не с нами всегда Пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся?
Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими Боговдохновенными писаниями, чистаго смысла коих мы не нарушили ни на иоту?
Разве не с нами и не за нас все мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления?
Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Злотоустый Иоанн?
Разве не с нами и не за нас – адаманты Православия – Преподобные отцы: Антоний Великий, АФанасий АФонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней Иоанна Дамаскина, и наши русские преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши?
Знают ли лица, отрекающияся от Православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они каковы были столпы Православия все наши Благоверные Святые Князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – Православную, особенно же Св. Благоверный Князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, Св. Михаил Черниговский и Михаил Благоверный Князь Тверский?
Разве пустое зрелище – недавнее прославление новоявленного Святителя и Чудотворца Черниговскаго Феодосия?
Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители Всероссийские Петр, Алексий, Иона и Филипп, Московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников, Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению, – разве он не свидетель о истине и спасительности нашей Веры и Церкви?
Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями истины?
Но кто отрекается от Православия, тот отрекается от общения со всеми святыми, которые, между прочим, потому и называются святыми, что сохранили свято догматы Веры и показали ее на деле; отрекающийся от Православной Веры, как истинной Веры, по этому самому отрекается и от общения с Самим Главою Церкви – Христом.
Спрашиваю еще всех и каждаго колеблющагося в Св. Православной Вере: разве мы покинуты чудодейственною и спасительною силою Божиею? Разве мы не спасаемся постоянно в нашей Св. Вере и Церкви? И кто же из православных, разумных и просвещенных, дознавших на опыте спасительность своей веры и ея удовлетворение всему существу нашему, – оставит свое Православие и перейдет в другую какую-либо веру?
Только одна истинная и всеспасительная в мире вера – Вера Православная; она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы, – чего о других вероисповеданиях сказать нельзя: ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. Небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут, – говорит Господь. Между тем в инославных вероисповеданиях многия Слова Господни извращены (о Духе Святом; об обоих видах причащения; о главенстве Церкви).
Будем же твердо держаться своей Св. Церкви и своей Православной Веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в Ней почивает вечно Дух Истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру о истине Ея.
Источник: Известия и заметки. Церковное учительство: О. Иоанн Кронштадтскии. О православии, инославии и сектанстве // «Странник», духовный журнал. СПб.: Типо-литографии Ив. Пухира, 1897. Т. II. С. 169-171.