Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
13.08.2010

ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНЫЯ НОВЫЙ ИСПОВЕДНИЧЕ

Память святителя Василия Кинешемского 31 июля / 13 августа


  Епископ Кинешемский Василий, в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям. Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому. Ни мирских новостей, ни сплетен, ни праздных разговоров не проникало за высокую изгородь их дома, покидать который детям воспрещалось. Для ребенка было особенной отрадой посещение дома нищей братией и странниками. В самый день его Крещения, когда Вениамина принесли из храма домой, к ним пришла странница-старушка, которая, глянув на мальчика, сказала: «Это будет великий человек».
   После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже будущий Святитель пробыл до 1910 года.
   Однажды, приехав в гости к родителям в Кинешму, Вениамин с друзьями решили покататься на лодке по Волге. Уже на достаточно далеком расстоянии от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл.
   Вскоре после этого случая, в октябре 1917 года, Вениамин поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь г. Кинешма, где служил его престарелый отец. Памятуя данный Богу обет, он стал проповедовать в храмах города и его окрестностей.
   Сознавая, что без точного и глубокого понимания Священного Писания невежественный человек легко может стать добычей обманщиков и лжеучителей, будущий Исповедник приступил к созданию православных кружков, где придавалось большое значение изучению Св. Писания. Власти усмотрели в кружках прямой вызов советскому строю. Но не хватало компромата. «Тонкий и осторожный в слове человек», – доносили фискалы.
   19 сентября 1921 года Вениамин принял постриг с именем Василий в Решемском монастыре и был произведен в епископа Кинешемского. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке. Никакого имущества или обстановки у Святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой Святой скрывал от посторонних, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Помимо ежедневных богослужений, во время которых он обязательно проповедовал, Святитель исповедовал, обходил дома всех нуждавшихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им в разных уголках епархии кружки.
   Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. Некоторые из них совершенно меняли образ жизни.
   В 1922 году в Нижнем Поволжье разразился голод, от которого ежедневно умирали тысячи людей. Власти распорядились подбирать оставшихся без родителей детей и отправляли их по разным городам в детдома. Незадолго перед наступлением Пасхи привезли таких детей в Кинешму. Узнав об этом, Святитель после богослужения обратился к народу с проповедью, призывая помочь голодающим. Он сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек и приставил к ним воспитательницу – благочестивую христианку. Совершались по его молитвам чудеса исцелений как от душевных, так и от телесных недугов.
   В 1922 году возникло еретическое церковное течение – обновленчество. Обновленцы повсеместно захватывали храмы, изгоняли православных священников и архиереев, которых советские власти предавали на заключение и смерть. В тех приходах, где храм был захвачен обновленцами, Святитель благословлял священников не покидать своей паствы, а Литургию совершать на площадях сел. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились сотни и тысячи людей.
   Литургию святитель Василий служил с величайшим благоговением. Во время совершения проскомидии сослужащие часто замечали, как по его щекам обильно текли слезы. Одному из близких людей Святой рассказывал, что на Литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Ныне Силы Небесные с нами...» он воочию видел предстоящие престолу Небесные Силы в образе белых голубей.
   10 мая 1923 года Святитель был арестован и сослан в Зырянский край, в поселок Усть-Кулом, на два года. В мае 1925 года владыка Василий возвратился в Кинешму. Вновь арестован в августе 1928 года. Около полугода епископ пробыл в ивановской тюрьме и был приговорен к трем годам ссылки. Третий арест последовал 31 марта 1933 года. В июле 1933 года Святитель был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Василий был арестован и приговорен к пяти годам ссылки, после чего у Владыки случился тяжелый сердечный приступ. 13 августа 1945 года епископ умер.
   В октябре 1985 года мощи Святителя были перевезены в Москву, а в июле 1993 года – в Свято-Введенский женский монастырь г. Иванова. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 2000 года прославил Святого для общецерковного почитания. Из духовного наследия святителя Василия сохранились проповеди, но в наибольшей полноте – «Беседы на Евангелие от Марка», в которых явственно слышится голос великого проповедника, обратившего сердца многих людей ко Христу.

По «Житиям новомучеников и исповедников Российских»
иг. Дамаскина (ОРЛОВСКОГО)

 
Равнодушие – наш общий грех

   Из Христа все тело, – пишет апостол Павел, – составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Евр. 4, 16).
   <...> На нас лежит <...> задача всеми зависящими от нас средствами укреплять взаимные связи между людьми, содействуя по мере сил развитию религиозной веры, любви, дружбы, доверия и борясь с явлениями противоположными. Таким образом, если я проповедую неверие, вражду, насилие, натравливаю людей друг на друга, клевещу, осуждаю, распуская лживые слухи о людях, сею раздоры, подозрительность – всем этим я вношу разложение в общество и тем, если не останавливаю роста Царства Божия (ибо по неизъяснимым законам Божиим оно растет при всяких условиях), то, во всяком случае, отвлекаю многих от участия в нем. Если же я распространяю истинную веру, проповедуя любовь и братство, всепрощение и самоотречение, говорю о людях хорошо, благотворю и помогаю нуждающимся, борюсь с клеветой и ложью, примиряю враждующих, – то этим я укрепляю общество и взаимные связи его членов и содействую развитию и расширению Царства Божия.
   К сожалению, эта обязанность громадным большинством современных христиан не сознается. Даже лучшие из нас обыкновенно довольствуются тем, что кое-как следят за собою, за своими настроениями и поступками, но о нравственном состоянии ближних, об улучшении их взаимных отношений вряд ли кто думает. «Какое мне дело до другого? Он сам отвечает за себя! Разве я сторож брату моему?» Этот жесткий вопрос Каина если и не произносится открыто, устами, то слышится в каждом эгоистическом сердце. Равнодушие к ближнему, ужасающее, тупое равнодушие – это наш общий грех.
   Помните: вопиющая, возмутительная несправедливость совершена была на ваших глазах. Самым грубым, циничным образом нарушены были основные правила справедливости. Как всегда, страдал слабый, безпомощный от сильного, наглого. Вступились ли вы за обиженного? Защитили ли? Помогли ли ему? Посочувствовали ли, по крайней мере? Или... прошли равнодушно мимо? – «Какое мне дело? Разве я сторож брату моему?»
   Вот случай вас свел с падшей женщиной. Погибшая человеческая душа смотрела на вас из этих подведенных утомленных глаз. Безстыдная улыбка змеилась на крашеных губах. В этом создании был поруган дивный образ Божий. Постарались ли вы разбудить уснувшую во грехе душу? Сделали ли попытку вытащить из грязи несчастное творение Божие? Или брезгливо посторонились с видом праведника, гордого своим превосходством? – «Разве я сторож брату моему?»
   Больной, посиневший от холода старик стоял перед вами, протягивая дрожащую руку за подаянием. Как вы отнеслись к нему? Помогли ли? Оказали ли милость и участие? Или остались холодны, равнодушны? – «Не мое дело! Разве я сторож брату моему?»
   Злобная, ядовитая сплетня была рассказана в вашем присутствии. Оплевана была честь ваших знакомых. Их доброе имя трепали в грязи. Вы знали, что в этой сплетне все, от первого до последнего слова, – ложь. Но хватило ли у вас мужества заявить об этом? Остановили ли вы клеветника суровым упреком? Восстановили ли правду и поруганную честь ближнего? Или выслушали с затаенным злорадством, хихикая с веселым обществом? Или, может быть, просто промолчали? – «Какое мне дело? Разве я сторож брату моему?»
   Мы все думаем только о себе; вопрос о ближнем нас не интересует, и в результате нравственное зло, как зараза, как гангрена, распространяется все шире и шире, захватывая все новые жертвы. И в этом виноваты все мы. Что мы делаем, чтобы остановить порок? Употребляем ли какие-нибудь усилия, чтобы спасти погибающих братьев?
   Мало видно этих усилий. Повсюду черствость, равнодушие. Но черствость всегда вызывает озлобление, а порок, к которому мы так позорно равнодушны, так или иначе обратится когда-нибудь на нашу голову.

Святитель Василий Кинешемский
«Беседы на Евангелие от Марка


<-назад в раздел

Русский календарь