ФАЛЬСИФИКАЦИИ РАСКОЛЬНИКОВ
Болгарские старостильники не удержали завет архиепископа Серафима (Соболева)
Духовный сын приснопамятного архиепископа Серафима (Соболева) архимандрит Серафим (Алексиев) (1912-1993) (в миру Алексиев Стоян Георгиев) родился 25 февраля 1912 года в селе Горно Броди в Македонии и был младшим сыном во многочисленном семействе бедных благочестивых родителей. Его отец Георгий Алексиев занимался отливкой колоколов - делом, которое он завещал своим двум старшим детям Димитрию и Афанасию.
Третий сын - Стоян отличался чутким церковным сознанием и глубокой верой. После переселения семьи в Софию из-за Балканских войн Стоян поступил в Софийскую духовную семинарию, которую закончил с отличием. Через некоторое время, получив научную степень доктора богословия за диссертацию на тему "Смысл заповедей Иисуса Христа в нагорной проповеди", он был назначен преподавателем сначала в Пловдивской, а затем в Софийской духовной семинарии.
Здесь, 3 февраля 1940 года, он принял монашество и именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого глубоко почитал на протяжении всей своей жизни и которому посвятил позднее одну из любимейших книг болгарских православных читателей - "Святой Серафим Саровский". Переломным моментом в жизни молодого монаха стало его сближение с пребывавшим в Болгарии русским архиепископом Серафимом (Соболевым). От него отец Серафим воспринял живое чувство Православной веры и тонкое ощущение духовной жизни, которые он впоследствии сам передал своим многочисленным духовным чадам.
На Благовещение 1943 года инок Серафим был рукоположен во иеромонаха. После двухгодичного служения протосингелом при Сливенской митрополии, отец Серафим был возведен в сан архимандрита в январе 1947 года и перемещен на должность начальника культурно-просветительного отдела при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви в Софии. В то тяжкое для Церкви время архимандрит Серафим неединожды доблестно защищал Православную веру. На новой должности он развил неустанную деятельность, организуя курсы по пастырству для священников, вдохновенно проповедуя, регулярно издавая свои беседы, а также множество статей, брошюр и обширных трудов на духовно-нравственные темы. Архимандрит Серафим обладал также редким поэтическим даром, который он выразил во многих стихотворениях и поэмах, помещенных в церковных изданиях, а также в двух сборниках стихов.
В 1960 году архимандрит Серафим был назначен преподавателем при кафедре догматического богословия в Софийской духовной академии Климента Охридского и вскорости был утвержден в звании доцента, с трудом посвященным критике римо-католического догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Будучи доцентом, он продолжал публикацию богословских статей.
После десятилетей преподавательской деятельности в духовной академии, архимандрита Серафима принудили оставить ее в 1969 году, из-за несогласия с введением нового календарного стиля в церковный обиход и вообще с экуменистическим уклоном всей церковной политики Болгарской Православной Церкви, последовавшим за вступлением ее в 1968 году во "Всемирный Совет Церквей".
Удалившись в Покровский монастырь в квартале Княжево в Софии, гонимый отец Серафим продолжил свою творческую деятельность, написав ряд книг духовно-нравственного содержания, большинству которых еще предстоит достичь читателя. Особенно много внимания и сил посвятил архимандрит Серафим в последние годы своей жизни углубленной критике экуменизма как ереси. Последний труд его - книга "Православие и экуменизм" (русскому читателю известна как "Почему православному христианину нельзя быть экуменистом"), плод четвертевековых исследований, вышел из печати всего за три недели до его кончины, которая последовала 13 / 26 января 1993 года.
Труды архимандрита Серафима любимы многими православными как в Болгарии, так и в других странах, благодаря их святоотеческой позиции, глубине и доступности изложения. Работы его во множестве публикуются как канонической Болгарской Православной Церковью, так и раскольничей старостильной, и там и там немало верующих чтит его как великого подвижника. Его труды также известны в переводе на другие языки, такие как румынский, английский. В России к настоящему времени опубликован перевод пока только одного его капитального труда об экуменизме.
Необходимо сделать и еще одно очень важное замечание. Сегодня верующие в России, почитающие архиепископа Серафима (Соболева), часто недоумевают в связи с той информацией, что ВСЕ духовные чада этого великого и, по мнению многих, несомненно, святого иерарха покинули Болгарскую Православную Церковь и ушли в раскол - создали свою так называемую БСПЦ (Болгарскую старостильную православную церковь).
В большинстве биографий архимандрита Серафима (Алексиева) также сказано, что он поддерживал (и более того - благословлял) раскол в БПЦ. Однако, оказывается, эти сведения являются недостоверными и представляют собой фальсификацию раскольников.
Как рассказали нам друзья из Болгарии, тамошние старостильники-раскольники действительно были чадами архиепископа Серафима (Соболева), но не удержали его завет. Он завещал "Стойте против экуменизма", а они превратно истолковали это завещание и убежали в раскол, правда, стоя, но... вне Церкви. Хотя у них были все возможности для того, чтобы стоять внутри и работать для просвещения народа.
Одно время болгарские Патриарх и Синод нуждались в поддержке и не раз общались в Княжевский старостильный монастырь за советами и духовной помощью. Тогда у старостильников появилась возможность предъявить свои требования для решения календарного вопроса (новый календарь со многими нарушениями был введен в БПЦ в 1968 году). Синод и Патриарх, находясь в весьма нестабильном положении, согласились лишь на ту уступку, чтобы призвать Иерусалимского Патриарха, который должен был рукоположить старостильних священников для нужд старостильной паствы. Далее возможно было поставить вопрос и о возвращении календаря.
Но в этот весьма важный момент игумения Княжевского монастыря Серафима (Ливен) сделала предательский, как убежены православные болгары, шаг и повела монастырь и всех старостильников к греческим раскольникам - главе так называемого "Синода противостоящих" Киприану (Куцумбасу). С Патриархией из рядов старостильников остался в общении только отец Марий Димитров, духовный сын архимандрита Серафима (Алексиева), который и в настоящее время служит по старому стилю с личного благословения Болгарского Патриарха Максима.
Сам архимандрит Серафим, по мнению многих - последний настоящий старец в Болгарии, на самом деле НЕ ПОДДЕРЖИВАЛ раскол, и пока он был жив, игумения Серафима не дерзала уходить из Церкви; разделение произошло сразу после его кончины, последовавшей в январе 1993 года. Тогда раскольники добились "рукоположения" от греческих старостильников "епископа" Фотия, который и по сей день возглавляет БСПЦ.
После этого они стали распространять ложную информацию о том, что архмандрит Серафим благословил раскол, но по свидетельству отца Мария Димитрова, это неправда. Кроме того, из жизнеописания приснопамятного архиепископа Серафима (Соболева) раскольники удалили все моменты, которые были для них "неудобными". В частности, там отсутствуют последние 13 лет жизни Владыки (с 1937 по 1950 гг.), когда он вступил в конфликт с Синодом РПЦЗ и вернулся в Московскую Патриархию.