Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
26.07.2010

ОБ ЭКУМЕНИЧЕСКИХ СЛУЖЕНИЯХ С РИМО-КАТОЛИКАМИ

Любое новшество – как благотворное, так и пагубное, морально-нравственное или материальное – перед внедрением что называется «в широкие массы» всегда пробуют, апробируют, все равно как лекарство или иной химкомпонент – сначала на малой части организма или какой-либо социальной структуры, на единицах, и только потом – в массы.
Предосторожность эта необходима, чтобы не спровоцировать сразу однозначно отрицательную реакцию на нововведение, погубив тем труды многих лет.
По этой же универсальной схеме складывается сегодня и ситуация в Церкви. Экуменизм в его начальной форме был успешно апробирован еще в 60-х годах ХХ века митр. Никодимом (Ротовым), сейчас же в массы тонкой струей вливается новое веяние, своеобразное новшество: надо приучить православных верующих гостеприимно, дружелюбно и, главное, с любовью (экуменической, но ни в коем случае не святоотеческой) относиться к еретикам всех мастей, а в первую очередь – к католикам.
Людей постепенно приучают, что латиняне – не враги православным, а «просто»  верующие из «церкви-сестры», лишь «немного» по-другому мыслящие. С этой целью проводятся всевозможные визиты, в том числе и на уровне государства, приносятся и принимаются в дар святыни…
Вот, и пример есть. Папа римский Бенедикт XVI в июне совершил трехдневный визит на Кипр. Накануне же ряд архиереев и священников Кипрской Православной Церкви выступили против приезда понтифика на полуостров. Пятеро членов Синода КПЦ предупредили о своем намерении бойкотировать встречу. 
В ответ несогласным глава Кипрской Церкви архиепископ Хризостом II заявил, что «Церковь Кипра, в целом, примет папу не только с глубоким чувством уважения, но и с искренней радостью». Первоиерарх отметил, что не все православные согласны с визитом понтифика, но их «ничтожное меньшинство, это обычные экстремисты, которых везде хватает».
Выступившим против визита папы было объявлено о возможном исключении из Синода, поскольку «если они не соблюдают решений Синода, то их присутствие в нем является абсолютно бессмысленным, и даже более того, -- это оскорбление … епископскому собранию», а также просто посоветовали… остаться дома. Также многие рядовые жители острова, которые, в соответствии со святоотеческим учением, считают католиков еретиками, высказывают недовольство визитом папы римского.
Одним из первых мероприятий визита Бенедикта XVI на Кипр стало экуменическое богослужение перед храмом «Агиа Кириаки Христополитисса» (известном также как «церковь Колонны Св. Павла», которую используют для богослужений как православные, так католики и англикане). В храме понтифик помолился у иконостаса, а затем обменялся приветствием с главой Кипрской Церкви.
Совместную молитву понтифик назвал «необычайной милостью». По его мнению, это и есть общение, «хотя и несовершенное», но «уже сейчас нас объединяющее и побуждающее преодолеть наши разделения и бороться ради возвращения полного видимого единства, которого желает Господь для всех Своих учеников». Такое общение он охарактеризовал как «призыв к миссии». Бенедикт XVI поблагодарил архиепископа Хризостома за гостеприимство и за участие в экуменических инициативах. Их цель, как подчеркнул понтифик, – полное и видимое единство между Церквами Востока и Запада.
«Понятно, что человек может встречаться, с кем угодно. Но если этот человек – представитель Автокефальной Православной Церкви, то получается, что он, в разрез с представителями других Православных Церквей, выражает желание примириться с римским престолом, – сказал сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата иерей Валерий Буланников, комментируя это сообщение. – Он гнобит своих епископов, потому что они не согласны с его позицией. Но на самом деле в Церкви не должно быть единомыслия, в Церкви существует разномыслие. И об этом говорил еще апостол Павел. Разномыслие в Церкви приветствуется. И вполне нормально не согласиться с тем, что приезжает с якобы апостольским визитом папа римский. Что за апостольский визит на святую Кипрскую землю, где уже были апостолы, и не папа римский, а тот же апостол Павел? Епископов, понимаете ли, гнобить можно, а целоваться с римским епископом, который на самом деле считает нас, православных, еретиками, – это якобы поцелуй мира, но это может быть поцелуй Иуды, который решил просто предать свою Церковь».
По словам о. Валерия, «Патриарх Кирилл поумнее хитроумного грека». «Я думаю, что он не будет заниматься продвижением идеи визита папы. Тем более что во время визита Патриарха в Белоруссию его уже доставали вопросами, что, мол, надо встретить папу римского. Католики пытаются осуществить эти идеи, прежде всего, ради пиара, ради того, чтобы поднять престиж папского престола... Как можно вообще воссоединиться с римским престолом, который не отказался ни от одной из своих еретических положений, противоречащих догматам семи Вселенских Соборов? Поэтому как нам поступать, соединяться с еретиками, что ли? А как нам тогда молиться с еретиками? Поэтому владыке Хризостому вообще надо бы теперь посыпать голову пеплом и уйти подальше со Святительского Престола», – заявил священник.
«Визит римского папы на Кипр несет в себе достаточно печальную символику, – сказал доцент СПбГУ диакон Владимир Василик. – Потому что в течение столетий, с 1192 по 1570 год, этим островом владели католики – сначала династия Лузиньянов, а затем венецианцы, которые жестоко угнетали Православие, не давая возможности для нормальной жизни и функционирования православной иерархии, монашеству. Они сделали все для того, чтобы православных на этом благословенном острове перевести в унию. Тех, кто отказывался, подвергали гонениям, преследованиям и даже смерти. Характерен следующий случай. В 1230 году были сожжены десять православных монахов: Иоанн, Канон, Иеремия, Марк, Кирилл, Феоктист, Варнава, Максим, Феогност, Иосиф, Геннадий, Герасим, Герман. Они были сожжены только за то, что не приняли унии и неодобрительно отзывались о латинской мессе. Это всего лишь один из многих примеров. В итоге захват турками Кипра православное население парадоксально восприняло как освобождение по принципу: лучше чалма, чем тиара. Потому что латиняне на этом острове являлись более жестокими врагами Православия, чем даже мусульмане.
Что касается роли Кипра и Кипрской Православной Церкви. Да, действительно Кипрская Церковь была достаточно близка Московскому Патриархату (взять хотя бы такую знаковую фигуру как архиепископ-президент Макарий). Наши связи всегда были дружественными, добросердечными и крепкими. Следует сказать, что во времена митрополита Никодима Кипрская Церковь активно участвовала в экуменической деятельности вместе с Московским Патриархатом.
 
В связи с этим возникает серьезный вопрос: имеет ли экуменическая деятельность в настоящее время смысл? Я отвечу так: с моей точки зрения, никакого. В ней в настоящее время заключен ряд парадоксов. Как известно, она начиналась как движение протестантских церквей, и долгое время римско-католическая церковь придерживалась осторожной, если не отрицательной позиции в отношении экуменического движения, исходя из вполне ясной экклесиологии: существует только одна римско-католическая церковь, а все прочее есть схизмы, расколы, квазицерковные образования, в которых, согласно воззрению блаженного Августина, присутствует благодать, но она служит только к осуждению тех, кто ее носит. В последнее время, однако, экуменизм стал еще одним орудием в империалистических планах Ватикана. Судя по последним декларациям и заявлениям католики не изменили своей экклесиологии, и все разговоры о "церквах-сестрах", о "двух легких", особо популярные во времена Иоанна-Павла II, – это только разговоры. На самом деле католики смотрели и смотрят на нас как на зилотов, которых стоит помиловать только за их покорность.
К сожалению, уважаемые православные иерархи напрасно надеются на равное объединение. Напрасно они надеются на объединение в полноте догматической истины. С такими надеждами во Флоренцию ехал когда-то святитель Марк Эфесский. В своих надеждах он жестоко обманулся. И по результатам Флорентийской унии он сделался горячим противником и латинства и униатства. Потому что никогда Римский Папа не откажется от своего места "викария Христа" и "видимого главы Вселенской Церкви". Никогда он не потерпит никого, кто был бы хотя бы отчасти равновелик ему. Потому что подобное признание означало бы смерть Римско-Католической Церкви как вселенской универсальной структуры. Это понимают многие иерархи, в частности, пять епископов Кипрской Православной Церкви, которые отказались участвовать в приеме Папы. За это они подверглись репрессиям со стороны владыки Хризостома, о чем, конечно, стоит глубоко сожалеть.
Прежде чем начинать диалог любви с инославными, неплохо было бы стяжать несомненное единомыслие и любовь со своими братьями. Иначе получается не любовь, а псевдоморфоза любви, не истина, а псевдоморфоза истины, не единство, а имитация единства.
В завершение скажу, что экуменические богослужения с римо-католиками как с людьми, заблуждающимися в основных догматических положениях нашей веры, являются грубейшим нарушением святых канонов, в том числе соответствующих правил святых апостолов».
Вот такими методами продвигается экуменическая ересь в Православной Церкви.


 
Александр Павлов

rusfront.ru


<-назад в раздел

Русский календарь