Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
10.07.2010

ВЕЛИКИЙ ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ

27 июня / 10 июля – день памяти обретения мощей преп. Амвросия старца Оптинского.


Наибольшей славы Оптина Пустынь достигла при преп. старце Амвросии. Со всей России с какими только просьбами, жалобами, с какими только горестями и нуждами не приходили к старцу! Он не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная дама, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Л. Толстой. Наставления старца не одному человеку помогли выбраться на истинный путь.
Призывая людей к спасению души, он подчеркивал, что действие Благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии. «Дело нашего спасения, –
писал старец, – зависит от нашего произволения и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т.е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Наибольшей славы Оптина Пустынь достигла при преп. старце Амвросии. Со всей России с какими только просьбами, жалобами, с какими только горестями и нуждами не приходили к старцу! Он не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная дама, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Л. Толстой. Наставления старца не одному человеку помогли выбраться на истинный путь.Призывая людей к спасению души, он подчеркивал, что действие Благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии. «Дело нашего спасения, –писал старец, – зависит от нашего произволения и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т.е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).


Советы старца часто были кратки и доходчивы:
«Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение».
«Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе».
«Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога».
«В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби».


В наследство последующим поколениям сохранились и мудрые письма старца. В одном из них преп. Амвросий откликнулся на трагическое событие цареубийства и дал верную духовную оценку произошедшему 1 марта 1881 г.:


«Не знаю, что вам написать об ужасном настоящем времени и жалком положении дел в России. Есть одно утешение в пророческих словах св. Давида: Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает (Пс. 32, 10–11). Господь попустил Александру II умереть мученическою кончиною, но силен Он подать помощь свыше Александру III, переловить злодеев, зараженных духом антихристовым. Дух антихристов от времен апостольских действует чрез предтечей своих, как пишет апостол: тайна бо уже беззакония делается, точию держат ныне, дондеже от среды будет (В русском пер.: тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь). 2 Сол. 2, 7). Апостольские слова «держат ныне» относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и восстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земле. Потому что антихрист, по объяснению толковников Св. Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих.
Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших православную Церковь, и особенно через злых ариан, людей образованных и придворных; а потом действовал хитро через образованных масонов; а наконец теперь через образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, паче меры. Но обратится болезнь их на главу их, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того, чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство. Господи, помилуй нас!».


14 марта 1881 года


<-назад в раздел

Русский календарь