«НЕ ВЕРУ ПРИСПОСОБЛЯЙТЕ К СВОЕЙ ЖИЗНИ,
Завет архиепископа Серафима (Соболева) духовным чадам
Смотрите, братия, – говорит Апостол, – чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Здесь великий Апостол высказывает не только пожелание, но и увещание, чтобы мы твердо и неуклонно держались Православной веры и не вдавались ни в какие ереси.
Апостол Павел предохраняет нас от самого великого зла, от самого тяжкого греха, каковым и является ересь. Это грех самого сатаны, который есть первый еретик, ибо неправославно помыслил, что он может быть равен Богу. В силу этого греха Денница восстал против своего Создателя и был лишен за это той величайшей благодатной славы, которую даровал ему Господь: он утратил свое блаженное единение с Богом, был низвергнут с неба на землю и определен на вечные адские мучения в геенне огненной.
Но и все еретики грешат тем же сатанинским грехом. Искажая и уничтожая то или иное учение Христа Спасителя, переданное Им Православной Церкви через Апостолов и святых Отцов, они тем самым восстают против Бога, поэтому и наследуют участь диавола – вечное адское мучение.
Эта горькая истина свидетельствуется в жизнеописании Кириака Отшельника. Здесь повествуется, как некоему иноку Феофану Господь через Ангела Своего открыл о загробной участи Ария, Диоскора, Севера, Нестория, Евтихия и других еретиков. Инок Феофан видел их в адских муках, объятых пламенем гееннского огня.
Впрочем, еретики подлежат тяжкому наказанию не только в будущей жизни, но и в настоящей, земной. Тот же великий Апостол говорит: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8).
А что значит анафема? Это значит удаление от нас внутренней крещенской благодати. А в ней – источник Истины и несокрушимой силы для нашей борьбы со злом. Она есть средство достижения нами истинного счастья и вечной божественной радости от единения со Христом.
Следовательно, православные христиане, принимающие иное благовествование, что то же – ту или иную ересь, – отлучаются от общения с Богом, Источником нашего спасения, от всякого истинного блага и делаются орудием зла в руках диавола, т.е. самыми несчастными людьми в мире.
Какой же следует из всего сказанного для нас вывод? Если ересь так пагубна, то будем, возлюбленные о Христе братья и сестры, твердо и неуклонно держаться Православной веры, которая исповедуется нашею святою Церковью.
Эта вера есть не только апостольская, но и отеческая. Она называется так потому, что святые Отцы окончательно установили ее на Семи Вселенских Соборах, изложили и передали нам ее в нравственных и вероучительных нормах, т.е. и в святых канонах, и догматах Православной Церкви.
Отеческою наша вера называется еще и потому, что святые Отцы Вселенских Соборов, прежде чем обнародовать свои соборные постановления, сверяли их с учением прежде бывших до них святых Отцов. Таким образом, для самих Отцов Вселенских Соборов, как свидетельствуют о сем дошедшие до нас деяния этих Соборов, отеческая, бывшая до них вера была критерием истины. Если же для самих столпов Церкви отеческое учение было критерием истины, то тем более для нас, грешных и всегда заблуждающихся, оно должно быть таковым.
Вот почему величайший святой Отец Русской Православной Церкви преп. Серафим Саровский говорил: «Все, что облобызала и приняла Святая Церковь на Семи Вселенских Соборах, свято и неуклонно исполняй. Горе тому человеку, который хотя одно слово убавит или прибавит к постановлениям Вселенских Соборов». Здесь св. Серафим Саровский под словом «все», конечно, разумел все каноны касательно нашей нравственной жизни и догматы нашей веры.
Знаменательно, что эти святоотеческие слова совершенно совпадают со словами ап. Павла, который во втором своем Послании к Фессалоникийцам говорит: стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2, 15).
Что разумеет великий Апостол под словом «предания»? Несомненно, и нравоучение, и вероучение, т.е. и каноны для нравственной христианской жизни, и догматы нашей веры, чему он, как и все другие Апостолы, учил христиан и устно, и письменно. Причем Апостол, как здесь объясняет епископ Феофан Затворник, повелевает нам стоять или быть неподвижными в этом учении их, т.е. не допускает никакого изменения в святых канонах и догматах Православной веры.
Об этом изменении, к сожалению, учат на свою собственную погибель и на погибель других современные модернисты. Не следуйте, мои возлюбленные о Христе чада Русской и Болгарской Церквей, за этими модернистами. Исходя из ложного печалования о немощах человеческого естества, они хотят ослабить и даже уничтожить некоторые каноны Вселенских Соборов, требующие строгости от нас в нашей нравственной жизни.
Модернисты не хотят знать, что эти каноны установлены не только святыми Отцами Вселенских Соборов, но и Самим Духом Святым. Ведь установления Вселенских Соборов имели в своей основе слова Апостольского Собора: изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15, 28).
Такого рода модернисты были у нас на Руси и так еще недавно. Они организовались в самочинное сборище под названием «живая церковь», которая допускала женатый епископат, двубрачие духовенства и производила другие уничтожения святых наших канонов. Но русский народ своею православною кристально чистою верою отверг «живую церковь», и она исчезла с лица Русской Земли.
Далее. Исходя из ложной мысли о применении к догматам научного развития, модернисты пытаются вводить изменение и уничтожение даже самих догматов. И такого рода модернисты были недавно у нас на Руси под именем обновленцев. Ни и их отверг русский народ своею верою. И теперь у нас нет ни «живой», ни «обновленческой» церкви. У нас существует только одна, истинно Святая и Православная Церковь.
Итак, вот мое вам, возлюбленные о Христе дети,<...> пожелание: свято и неуклонно держитесь Православной нашей веры и в ее канонах, и в ее догматах. Не веру приспособляйте к своей жизни, а жизнь приспособляйте к вере. В вере истинно православной черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви и Господь изольет на вас еще здесь Свои неизреченные милости. А в будущей жизни, загробной, Он дарует вам нескончаемое блаженство Своего Небесного Царствия, чего да сподобит Господь всех нас достигнуть молитвами Пречистой Божией Матери и ради молитв великого борца против ересей и столпа Православия ныне празднуемого Церковью – святого Василия Великого. Аминь.
Из «Слова на новый 1946 год»