Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
24.06.2010

О КРИТЕРИЯХ В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННОСТИ И НЕСОВРЕМЕННОСТИ СИМВОЛИЧЕСКИХ КНИГ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Не так давно шеф ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) ответил на вопросы портала «Седмица.ру» по поводу нового катехизиса, работу над которым он возглавляет.

«Наиболее известным трудом XIX века является катехизис, составленный святителем Московским Филаретом. Но не будем забывать, что этот катехизис был написан почти 200 лет назад, он устарел по форме и стилю, устарела в немалой степени его тематика, а также и применяемый в нем метод изложения. Ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать его актуальным и доступным для современного человека…», – так охарактеризовал суть проекта митр. Иларион.

Мы попросили прокомментировать данное заявление митрополита Илариона священника Александра Колесникова.

«Эти слова митрополита Илариона ни в коем случае не являются голосом Церкви или народа Божиего. Это всего лишь, как принято выражаться у экуменически настроенных священнослужителей, теологумен – т.е. частное богословское мнение в данном случае  самого митр. Илариона. Я и мои товарищи изучали в семинарии Катехизис святителя Филарета Московского, и до сих пор у нас время от времени возникает потребность к нему возвращаться. Он для нас и актуален, и современен. Что же теперь мы – несовременные люди? Или мы отстали от жизни? Разумеется, нет.  Слова о «современности» – тактический прием митрополита Илариона, при помощи которого он пытается скрыть истинные причины своего недовольства Катехизисом святителя Филарета.

А подлинная причина недовольства не только митрополита Илариона, но и прочих экумени- чески настроенных иерархов и священнослу- жителей Катехизисом святителя Филарета (Дроздова) состоит в том, что многие его положения обличают их ложь.

Например, митрополит Иларион утверждает, что муки для грешников будут иметь конец в вечности, а святитель Филарет учит о бесконечности мучений грешников в аду, как об этом сказано в Священном Писании и в святоотеческом Предании. Кроме того, в речах экуменически настроенных иерархов часто можно услышать такое странное словосочетание, как «Церкви-сестры» в отношении, например, латинской лжецеркви или какой-нибудь протестантской секты. А святитель Филарет учит, что у Церкви не было и нет никаких сестер – есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, и это Православная Церковь. Имеются и другие моменты, которые не устраивают некоторые современных «евроепископов» и «евробатюшек», получивших образование в прокатолических учебных заведениях. Для них эталоном служат декреты Второго Ватиканского собора. Все, что совпадает с этими декретами, – современно и им подходит, а что не совпадает с ними, – «несовременно», «отжило своей век», «неактуально» и т.д.

Кто уполномочил митрополита Илариона выступать от лица современного человека? Никто. Это лукавый прием, заимствованный им у членов ордена иезуитов. На самом деле не Православие несовременно. Православие вечно ново и вечно современно. Ибо за ним будущее. Церковь Небесная живет и действует им. А вот латинское и прочие лжеучения устарели и несовременны. Потому они и находятся в процессе постоянного обновления и улучшения. А Христово Православие было, есть и будет всегда ново и современно. Так же и Катехизис святителя Филарета, несущий в себе основы Православия, нисколько не устарел и способен каждому новоначальному христианину удовлетворительно преподать основы Православной Веры.

Каким же будет детище митрополита Илариона (Алфеева) можно только гадать. Впрочем, можно обратиться к его уже известным трудам, нап- ример «Таинство веры». Как указано в подзаголовке, это введение в православное догматическое богословие. Но чего только в нем нет, каких ложных идей и мнений, что совершенно неприемлемо не только для учебника по догматике, но даже для введения в него. Например, в обоснование каких-то своих выводов Алфеев приводит учение митрополита Антония (Блума), который ратовал за женское священство. В другом месте он ссылается на архимандрита Софрония (Сахарова), который допускает в своих книгах серьезные догматические и аскетические ошибки. В вопросе о конечности вечных мук грешников Алфеев опять же приводит не учение Церкви, а свое мнение, которое перекликается с осужденным Святыми Отцами Пятого Вселенского Собора лжеучением Оригена. Все это позволяет сделать вывод, что новый катехизис митр. Илариона будет содержать экуменические идеи, т.е. будет еретическим.

Александр Павлов
/www.rusfront.ru/

<-назад в раздел

Русский календарь