30.05.2010
<-назад в раздел
НАИВНЫЕ ИДЕИ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ПРОТОИЕРЕЯ БОРИСОВА
Вселенские Учители и Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст понимали слова Библии так, как это и полагается – в буквальном смысле. В своем толковании на «Шестоднев» свт. Василий Великий пишет: «Иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысли, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению, и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно с своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования соглаcные с собственным их намерением. А я, слыша о траве траву и разумею, также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю. Не стыжуся бо благовествованием (Рим. 1, 16 ). И поскольку писавшие о мире много рассуждали о фигуре земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), то не соглашусь еще признать наше повествование о миротворении стоящим меньшего уважения потому единственно, что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, на сколько простирается в воздухе земная тень, когда солнце идет под землею, и как тень сия, падая на луну, производит затмения. Если умолчал он о не касающемся до нас, как о бесполезном, то неужели за cиe словеса Духа почту маловажнее объюродевшей мудрости ? Не паче ли прославлю Того, Кто не затруднил ума нашего предметами пустыми, но устроил так, чтобы все было написано в назидание и усовершение душ наших? Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему уразумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и под видом толкования вводить собственные свои мысли. Посему так и будем разуметь, как написано».
А вот слова свт. Иоанна Златоуста: «Может быть, любящие говорить от своей мудрости, и здесь не допускают ни того, что реки - действительно реки, ни того, что, воды - точно воды, но внушают решающимся слушать их, чтобы они (под именем рек и вод) представляли нечто другое. Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить Божественному Писанию, и следуя тому, что в нем сказано, будем стараться хранить в душах своих здравые догматы».
Но для объюродившей обновленческой мудрости протоиерея Александра Борисова святые Отцы не указ. Он заявляет: «Наивно полагать, что, утверждая буквальное понимание Библии, мы утверждаем веру в Бога. На самом деле, в таком случае, мы утверждаем невежественный взгляд на окружающий нас мир. И будет христианство, отстаивая буквальное понимание Библии, вызывать только насмешки образованных людей».
Но какое дело православному человеку до мнения людей неверующих, «образованных» суетными науками? Да никакого . Ибо мудрость падшего мира – безумие пред Богом и для верующего человека – ничто. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно , – говорит святой Апостол Павел о подобных Борисову людях. – Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. Этот же ум Христов имели и святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. А протоиерей Борисов, забредший в пагубные дебри обновленчества, не имеет просвещения от Духа Святаго, чтобы непогрешительно судить о духовных предметах. Его потуги объяснить Священное Писание при помощи научных теорий у верующего человека вызывают лишь улыбку, подобную той, какой у взрослого человека сопровождается игра ребенка «скачущего» на деревянной палочке и воображающего себя лихим всадником. Но если игра ребенка (поскольку его ум находится в младенческом состоянии) сопровождается улыбкой умиления у взрослого, то для такого пожилого человека, каким является священник Борисов, подобное ребячество крайне неприлично и у верующих людей действительно вызывает лишь грустную «насмешку » .
А вот слова свт. Иоанна Златоуста: «Может быть, любящие говорить от своей мудрости, и здесь не допускают ни того, что реки - действительно реки, ни того, что, воды - точно воды, но внушают решающимся слушать их, чтобы они (под именем рек и вод) представляли нечто другое. Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить Божественному Писанию, и следуя тому, что в нем сказано, будем стараться хранить в душах своих здравые догматы».
Но для объюродившей обновленческой мудрости протоиерея Александра Борисова святые Отцы не указ. Он заявляет: «Наивно полагать, что, утверждая буквальное понимание Библии, мы утверждаем веру в Бога. На самом деле, в таком случае, мы утверждаем невежественный взгляд на окружающий нас мир. И будет христианство, отстаивая буквальное понимание Библии, вызывать только насмешки образованных людей».
Но какое дело православному человеку до мнения людей неверующих, «образованных» суетными науками? Да никакого . Ибо мудрость падшего мира – безумие пред Богом и для верующего человека – ничто. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно , – говорит святой Апостол Павел о подобных Борисову людях. – Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. Этот же ум Христов имели и святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. А протоиерей Борисов, забредший в пагубные дебри обновленчества, не имеет просвещения от Духа Святаго, чтобы непогрешительно судить о духовных предметах. Его потуги объяснить Священное Писание при помощи научных теорий у верующего человека вызывают лишь улыбку, подобную той, какой у взрослого человека сопровождается игра ребенка «скачущего» на деревянной палочке и воображающего себя лихим всадником. Но если игра ребенка (поскольку его ум находится в младенческом состоянии) сопровождается улыбкой умиления у взрослого, то для такого пожилого человека, каким является священник Борисов, подобное ребячество крайне неприлично и у верующих людей действительно вызывает лишь грустную «насмешку » .
Николай Светлов