22.05.2010
<-назад в раздел
«РАДУЙСЯ, ТВЕРДОЕ ПРАВОСЛАВИЯ УКРЕПЛЕНИЕ!»
В Русской Православной Церкви празднуют сегодня память одного из наиболее почитаемых христианами святых Угодников Божиих – Николая Чудотворца.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, родился в III веке в городе Патары в Малой Азии, в благочестивой христианской семье. С ранних лет он отличался добродетелями и подвижнической жизнью. Став епископом, Святитель прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В 342 году святитель Николай был погребен в соборной церкви города Миры. В XI веке Малая Азия подверглась набегу сарацин-магометан, и жители итальянских Бар решили спасти мощи святителя. В 1087 году барские купцы перевезли святыню в Италию. Перенесение мощей сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных.
В Русской Церкви вскоре после этого события был установлен праздник, который, как и праздник Николы Зимнего – 6 (19) декабря, день земной кончины Святого, особенно почитался верующими.
В Российской Империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых (после Пресвятой Богородицы) по количеству посвященных ему храмов и написанных икон; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.
Традиция совершать празднование святителю Николаю 9 (22) мая («пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Николая Чудотворца, от Мир Ликийских в Бар град») сохранилась только в Русском Православии . Хотя последний праздник в Уставе определен как «средний с полиелеем» (то есть без бдения), в общепринятой практике РПЦ он фактически уравнен с празднованием 6 (19) декабря, которое обозначено как «средний со бдением». Оба дня в Российской Империи были «неприсутственными», то есть официальными праздниками.
Феномен всеобщего почитания святителя Николая на Руси православные верующие связывают не только с безчисленными чудесами Святого и чрезвычайно скорой помощью, приходящей по его молитвам, но и с особым народным благоговением перед ревностью Мирликийского Чудотворца в защите Христианской веры.
Святитель Николай известен в православном мире как грозный посрамитесь еретиков и поборник чистоты Православия. Святой присутствовал на Первом Вселенском Соборе, осудившем ересь Ария, и ударил богохульствующего еретика по щеке. Отцы Собора сочли поступок Святителя дерзким и, лишив Николая Чудотворца преимущества архиерейского сана – омофора, заключили его в тюремную башню. Однако в сонном видении многим из них явились Сам Господь и Пресвятая Богородица. При этом Господь Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор, тем самым показав, что Им угоден поступок Святого, совершенной из пламенной любви к Истине.
В память об этом событии на иконах Святого практически всегда изображаются Господь и Пресвятая Богородица, возвращающие ревностному Чудотворцу атрибуты его архиерейского служения.
«Радуйся, право стоящих утверждение! Радуйся, яко тобою всякая лесть обнажается; радуйся, яко тобою всякая истина сбывается! Радуйся, растерзаяй лжу яко паучину; радуйся, возношаяй славно Истину! Радуйся, твердое Православия укрепление!» – воспевает Православная Церковь в акафисте великому Мирликийскому Чудотворцу.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, родился в III веке в городе Патары в Малой Азии, в благочестивой христианской семье. С ранних лет он отличался добродетелями и подвижнической жизнью. Став епископом, Святитель прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
В 342 году святитель Николай был погребен в соборной церкви города Миры. В XI веке Малая Азия подверглась набегу сарацин-магометан, и жители итальянских Бар решили спасти мощи святителя. В 1087 году барские купцы перевезли святыню в Италию. Перенесение мощей сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных.
В Русской Церкви вскоре после этого события был установлен праздник, который, как и праздник Николы Зимнего – 6 (19) декабря, день земной кончины Святого, особенно почитался верующими.
В Российской Империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых (после Пресвятой Богородицы) по количеству посвященных ему храмов и написанных икон; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.
Традиция совершать празднование святителю Николаю 9 (22) мая («пренесение честных мощей, иже во святых отца нашего Николая Чудотворца, от Мир Ликийских в Бар град») сохранилась только в Русском Православии . Хотя последний праздник в Уставе определен как «средний с полиелеем» (то есть без бдения), в общепринятой практике РПЦ он фактически уравнен с празднованием 6 (19) декабря, которое обозначено как «средний со бдением». Оба дня в Российской Империи были «неприсутственными», то есть официальными праздниками.
Феномен всеобщего почитания святителя Николая на Руси православные верующие связывают не только с безчисленными чудесами Святого и чрезвычайно скорой помощью, приходящей по его молитвам, но и с особым народным благоговением перед ревностью Мирликийского Чудотворца в защите Христианской веры.
Святитель Николай известен в православном мире как грозный посрамитесь еретиков и поборник чистоты Православия. Святой присутствовал на Первом Вселенском Соборе, осудившем ересь Ария, и ударил богохульствующего еретика по щеке. Отцы Собора сочли поступок Святителя дерзким и, лишив Николая Чудотворца преимущества архиерейского сана – омофора, заключили его в тюремную башню. Однако в сонном видении многим из них явились Сам Господь и Пресвятая Богородица. При этом Господь Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор, тем самым показав, что Им угоден поступок Святого, совершенной из пламенной любви к Истине.
В память об этом событии на иконах Святого практически всегда изображаются Господь и Пресвятая Богородица, возвращающие ревностному Чудотворцу атрибуты его архиерейского служения.
«Радуйся, право стоящих утверждение! Радуйся, яко тобою всякая лесть обнажается; радуйся, яко тобою всякая истина сбывается! Радуйся, растерзаяй лжу яко паучину; радуйся, возношаяй славно Истину! Радуйся, твердое Православия укрепление!» – воспевает Православная Церковь в акафисте великому Мирликийскому Чудотворцу.
http://www.inform-relig.ru/