02.01.2010
<-назад в раздел
«ВАС ЛЮБИТ РУССКИЙ НАРОД...»
Всероссийский Кронштадтский пастырь уже при жизни почитался православным народом как «Святой батюшка». Зная об этом, Царь Александр III в предчувствии своей кончины именно о. Иоанна пригласил в Ливадию в октябре 1894 г . Позже батюшка писал, что он «оставался в Высочайшем присутствии до самой блаженной кончины Государя... Государь Император выразил желание, чтобы я возложил мои руки на главу его, и когда я держал , Его Величество сказал мне: “Вас любит русский народ”. – “Да, сказал я, – Ваше Величество, Ваш народ любит меня”. Тогда он изволил сказать: “Любит, потому что он знает, кто вы и что вы” (подлинные Его слова)».
Будучи еще студентом Петербургской духовной академии, Ивав Сергиев видел, что люди в столице, просвещенные ранее светом Христовым, забыли Бога и сделались дикарями. И тогда в 1855 г . он выбрал священнический путь среди городских язычников из христиан и понес людям слово любви и свои святые молитвы . По молитвам о. Иоанна совершались чудесные исцеления тысячи лю дей. К нему шли за благодатным врачеванием не только православные, но и иноверцы, и магометане, и даже иудеи.
Свой долг пастыря отец Иоанн видел в духовно-нравствен ном врачевании погибающих людей. Он сурово обличал неверие, богоборчество, сектантство. Люди, дряблые душой и безпочвенные мыслию, установили понятие, что представители Церкви не должны участвовать в политической жизни. О. Иоанн живым при мером выступил против этого положения. Как известно, он мужественно выступил против революции 1905–1907 гг. и в церковных проповедях напоминал власти ее долг подавлять смуту. Не только народу, но и начальству он указывал на 13 главу Послания к римлянам: Начальник... не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмстителъ в наказание делающему зло (Рим. 13, 4). Русское начальство с удивлением узнало, что употреблять меч обязывает сам апостол Павел.
Он всегда был с русскими людьми, благословлял их на вели кий подвиг борьбы за целость и величие России. В самый разгар смуты в 1906 г . о. Иоанн торжественно при многочисленном стече нии народа, освятил знамя Союза Русского Народа в Петербурге. Предвидя грядущие скорбные испытания для России и русского народа о. Иоанн пророчествовал: «Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви, и Царя Православного, если хо чешь быть непоколеблемой людь ми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет по каяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Вся жизнь о. Иоанна – образец православного христианина, священника, который не покорился «бедным и немощным началам» материальным, а жил в Боге и для Бога как народный молитвенник и праведник, как монах в миру, в тяжкий период обострения духовной брани столь дивно спасавший душу свою и тысяч людей вокруг себя.
Страдальцы православные говорили себе: труден путь нашего спасения... Но все же этот путь, и при нынешних условиях нашей жизни, проходим. Жизнь дорогого батюшки Кронштад тского подтверждает это. Посмотрите на него: он не в затворе спа сался; не удален был от мира, а жил, работал в самом центре его, в обычных наших «мирских» условиях, подвергаясь непрерывным нападкам врагов Православия... На это бежала посмотреть толпа народная, со всей России бежала – алчущая правды, плачу щая о грехах. Она, видя немощи свои, хотела хоть чуточку духов но обогреться около того, вся жизнь которого была «во Христе», который для русского народа более полусотни самых тяжких предреволюционных лет, когда враги Христовы пошли в насту пление на Русь Святую, был своего рода духовным «костром», к которому стремились перезябшие в греховной суете люди.
Отец Иоанн скончался в 20 декабря 1908 г .
Император Николай II скорбел, что «угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник», и через три недели после кончины о. Иоанна издал Высочайший Рескрипт, в котором выразил пожелание ежегодно ознаменовывать день кончины отца Иоанна молитвенным поминовением, положив этим основу для его причисления к лику святых.
Прославление Всероссийского Батюшки состоялось в 1990 г .
В наши дни некоторые иерархи Русской Православной Церкви усилили контакты с римо-католиками (если правильно называть латинянами, папистами прим. ред .) и пользуясь властью и доступностью в СМИ пытаются внушить, что латиняне имеют частичную благодать, что их таинства действительны, что они тоже спасутся и что с надо стремиться к диалогу с ними.
Чтобы не погрешить в этом вопросе, в этот памятный день можно обратиться к наставлениям св. прав. о. Иоанна Кронштадтского по отношению к латинянам:
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»
(Живой колос с духовной нивы. Из дневника за 1907–1908 гг. М. 1992. С. 31)
«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа».
(Живой колос... С. 32–33)
«Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».
(Живой колос... С. 35)
«Если бы римский папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог бы, хотя не в собственном смысле, называться главою Церкви, но как разномыслен и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою Церкви и учить Церковь: ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), а папа и паписты – трость, ветром колеблемая, и совершенно извратили истину Христову и в учении, и в богослужении (опресноки и без проскомидии), и в управлении, поработив своей ереси все католичество и сделавши его неисправимым, ибо папа, при всех своих ересях, признан непогрешимым от католической церкви и, значит, неисправимым, противомыслящим».(Живой колос... С. 36-37)
«Папство в своем развитии есть поругание над истиною и правдою Божиею, истиною Священного Писания, вдохновенного Духом Святым, над истиною словес Спасителя. Он ясно учил, что Дух Святый исходит от Отца, и нигде не говорил, что Он исходит и от Сына: а папы, вопреки этому учению, этой истине, приняли ложь, что Дух Святый исходит и от Сына и возвели это учение в догмат общего верования и исповедования римских католиков, и как в этом учении, так и во многих других учениях, противных Евангелию, назвали себя непогрешимыми; а мы называем их до невероятности гордыми и нераскаянными грешниками, не желающими осознавать своих явных и нелепых погрешностей, например: что Римский епископ есть глава Церкви, между тем как в Писании везде Главой Церкви как Тела Своего называется Сам Господь Иисус Христос и т. д. Таким образом папство впало в хулу на Духа Святаго, допустив и утвердив явную ложь, изрыгая хулу на Христово учение, как на вещание непреложное Духа Святаго, принимая нелепые учения за истину Божию и понося через то Духа Истины».(Правда о Боге, мире и человеке. Гл. 18).
Будучи еще студентом Петербургской духовной академии, Ивав Сергиев видел, что люди в столице, просвещенные ранее светом Христовым, забыли Бога и сделались дикарями. И тогда в 1855 г . он выбрал священнический путь среди городских язычников из христиан и понес людям слово любви и свои святые молитвы . По молитвам о. Иоанна совершались чудесные исцеления тысячи лю дей. К нему шли за благодатным врачеванием не только православные, но и иноверцы, и магометане, и даже иудеи.
Свой долг пастыря отец Иоанн видел в духовно-нравствен ном врачевании погибающих людей. Он сурово обличал неверие, богоборчество, сектантство. Люди, дряблые душой и безпочвенные мыслию, установили понятие, что представители Церкви не должны участвовать в политической жизни. О. Иоанн живым при мером выступил против этого положения. Как известно, он мужественно выступил против революции 1905–1907 гг. и в церковных проповедях напоминал власти ее долг подавлять смуту. Не только народу, но и начальству он указывал на 13 главу Послания к римлянам: Начальник... не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмстителъ в наказание делающему зло (Рим. 13, 4). Русское начальство с удивлением узнало, что употреблять меч обязывает сам апостол Павел.
Он всегда был с русскими людьми, благословлял их на вели кий подвиг борьбы за целость и величие России. В самый разгар смуты в 1906 г . о. Иоанн торжественно при многочисленном стече нии народа, освятил знамя Союза Русского Народа в Петербурге. Предвидя грядущие скорбные испытания для России и русского народа о. Иоанн пророчествовал: «Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви, и Царя Православного, если хо чешь быть непоколеблемой людь ми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. И если не будет по каяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Вся жизнь о. Иоанна – образец православного христианина, священника, который не покорился «бедным и немощным началам» материальным, а жил в Боге и для Бога как народный молитвенник и праведник, как монах в миру, в тяжкий период обострения духовной брани столь дивно спасавший душу свою и тысяч людей вокруг себя.
Страдальцы православные говорили себе: труден путь нашего спасения... Но все же этот путь, и при нынешних условиях нашей жизни, проходим. Жизнь дорогого батюшки Кронштад тского подтверждает это. Посмотрите на него: он не в затворе спа сался; не удален был от мира, а жил, работал в самом центре его, в обычных наших «мирских» условиях, подвергаясь непрерывным нападкам врагов Православия... На это бежала посмотреть толпа народная, со всей России бежала – алчущая правды, плачу щая о грехах. Она, видя немощи свои, хотела хоть чуточку духов но обогреться около того, вся жизнь которого была «во Христе», который для русского народа более полусотни самых тяжких предреволюционных лет, когда враги Христовы пошли в насту пление на Русь Святую, был своего рода духовным «костром», к которому стремились перезябшие в греховной суете люди.
Отец Иоанн скончался в 20 декабря 1908 г .
Император Николай II скорбел, что «угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник», и через три недели после кончины о. Иоанна издал Высочайший Рескрипт, в котором выразил пожелание ежегодно ознаменовывать день кончины отца Иоанна молитвенным поминовением, положив этим основу для его причисления к лику святых.
Прославление Всероссийского Батюшки состоялось в 1990 г .
* * *
В наши дни некоторые иерархи Русской Православной Церкви усилили контакты с римо-католиками (если правильно называть латинянами, папистами прим. ред .) и пользуясь властью и доступностью в СМИ пытаются внушить, что латиняне имеют частичную благодать, что их таинства действительны, что они тоже спасутся и что с надо стремиться к диалогу с ними.
Чтобы не погрешить в этом вопросе, в этот памятный день можно обратиться к наставлениям св. прав. о. Иоанна Кронштадтского по отношению к латинянам:
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»
(Живой колос с духовной нивы. Из дневника за 1907–1908 гг. М. 1992. С. 31)
«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа».
(Живой колос... С. 32–33)
«Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».
(Живой колос... С. 35)
«Если бы римский папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог бы, хотя не в собственном смысле, называться главою Церкви, но как разномыслен и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою Церкви и учить Церковь: ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), а папа и паписты – трость, ветром колеблемая, и совершенно извратили истину Христову и в учении, и в богослужении (опресноки и без проскомидии), и в управлении, поработив своей ереси все католичество и сделавши его неисправимым, ибо папа, при всех своих ересях, признан непогрешимым от католической церкви и, значит, неисправимым, противомыслящим».(Живой колос... С. 36-37)
«Папство в своем развитии есть поругание над истиною и правдою Божиею, истиною Священного Писания, вдохновенного Духом Святым, над истиною словес Спасителя. Он ясно учил, что Дух Святый исходит от Отца, и нигде не говорил, что Он исходит и от Сына: а папы, вопреки этому учению, этой истине, приняли ложь, что Дух Святый исходит и от Сына и возвели это учение в догмат общего верования и исповедования римских католиков, и как в этом учении, так и во многих других учениях, противных Евангелию, назвали себя непогрешимыми; а мы называем их до невероятности гордыми и нераскаянными грешниками, не желающими осознавать своих явных и нелепых погрешностей, например: что Римский епископ есть глава Церкви, между тем как в Писании везде Главой Церкви как Тела Своего называется Сам Господь Иисус Христос и т. д. Таким образом папство впало в хулу на Духа Святаго, допустив и утвердив явную ложь, изрыгая хулу на Христово учение, как на вещание непреложное Духа Святаго, принимая нелепые учения за истину Божию и понося через то Духа Истины».(Правда о Боге, мире и человеке. Гл. 18).
Редакция сайта «Русский календарь»
по материалам книги «Россия день за днем»
по материалам книги «Россия день за днем»