20.04.2010
В 1503 г . скончалась Софья Палеолог, супруга Великого Князя Московского Иоанна III Васильевича.
<-назад в раздел
СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ
Софья Фоминична была племянницей последнего византийско го Императора Константина Палеолога, убитого при взятии Константинополя турками. В 1467 г ., когда овдовел Великий Князь Иоанн III , Софья жила в Риме. Папа, уверенный, что она благоприятствует латинству, решил посватать ее за московского жениха, чтобы при ее посредстве приобщить к унии Московское государство.
Брак Иоанна с Софьей имел совершенно иные последствия, чем рассчитывал папа. Новая русская Великая Княгиня принеси с собой все заветы и предания Византийского царства, столько столетий славного своей Православной верой и мудрым государственным устройством («симфонией» двух властей: государственной и церковной). Кроме того, после покорения Византии турками, Софья передала права византийских Государей как своему православному супругу – московскому Великому Князю, так и будущим своим от него православным потомкам.
Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания Москвой русских земель, так и в выработке русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие государственным гербом двуглавого орла. Со временем на груди орла появилось изображение древнего герба Москвы – всадника, поражающего змия, причем всадник изображает как св. Георгия Победоносца, так и Государя, поражающего своим копьем всех врагов Отечества и всякое противогосударственное зло. В таком виде утвердился наш государственный герб.
Брак Иоанна с Софьей имел совершенно иные последствия, чем рассчитывал папа. Новая русская Великая Княгиня принеси с собой все заветы и предания Византийского царства, столько столетий славного своей Православной верой и мудрым государственным устройством («симфонией» двух властей: государственной и церковной). Кроме того, после покорения Византии турками, Софья передала права византийских Государей как своему православному супругу – московскому Великому Князю, так и будущим своим от него православным потомкам.
Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания Москвой русских земель, так и в выработке русской национальной идеологии Третьего Рима. Видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие государственным гербом двуглавого орла. Со временем на груди орла появилось изображение древнего герба Москвы – всадника, поражающего змия, причем всадник изображает как св. Георгия Победоносца, так и Государя, поражающего своим копьем всех врагов Отечества и всякое противогосударственное зло. В таком виде утвердился наш государственный герб.