Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
16.04.2010

ПОД РУКОВОДСТВОМ ЕПИСКОПА АФАНАСИЯ ЕВТИЧА В РАШСКО-ПРИЗРЕНСКОЙ ЕПАРХИИ НАЧАЛСЯ ГУБИТЕЛЬНЕЙШИЙ ПРОЦЕСС УНИЧТОЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО, КУЛЬТУРНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЕДИНСТВА СЕРБОВ В КОСОВО И МЕТОХИИ

На интернет-форумах Сербии его уже называют Сатанасием

С момента вступления в должность временного администратора в Рашско-Призренской епархии, епископ Афанасий (Евтич) за неполные два месяца провел богослужения или освятил множество храмов, пострадавших в погроме, организованном албанскими экстремистами в марте 2004 года и «восстановленных» на основании «Меморандума о взаимопонимании», который, через год после погрома, в одностороннем порядке подписали Синод СПЦ и косовские органы власти. Однако, как считают в Сербии, эти шаги епископа чисто популистские...

Комментарий редакции
Напомним, что вышеуказанный меморандум был подписан синодом СПЦ и косовскими албанскими властями в одностороннем порядке, без согласования с Министерством культуры РС, Координационного Центра по Косово и Метохии, и компетентного Епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского.. И поскольку в так называемом восстановлении разрушенных сербских церквей принимали участие сами же разрушители-албанцы, становится понятным, каким образом эти сербские святыни восстанавливались
В докладе для ООН комиссии Республиканской Службы охраны объектов культурного наследия Сербии, которая в 2007 году осуществила контроль восстанавливаемых албанцами храмом, содержатся такие выводы:
1. Методы работы ни на одном участке и объекте не соответствуют принципам, перечисленным в главе «Правила и методы защиты и реконструкции» данного анализа (имеется ввиду анализ, проведенный «Комиссией по восстановлению» в рамках Меморандума).
2. Работы выполняются неквалифицированно с использованием некачественных материалов и без соблюдения реставраторских условий.
3. Фирмы, выполняющие работы, не имеют квалификаций для выпол­нения данного вида работ.
4. Надзор за выполнением работ на основании осмотра выполненных работ, неквалифицированный, или надзорный орган вообще не вы­полняет свои обязанности.
5. Выполненные до настоящего времени работы в кратчайший срок приведут к дальнейшему разрушению объекта, реконструкция которого выполнена неквалифицированно.
6. Объекты, реконструкция которых еще не началась, находясь без временной защиты и санации, и в дальнейшем будут быстро разру­шаться.
7. Осмотренные и отобранные образцы с посещенных участков ясно говорят о том, что строительные материалы (кирпич, камень и рас­твор) в большей мере разрушены, так как подвергались воздействию высоких температур во время продолжительных пожаров.
8. Для того чтобы качественно выполнить реконструкцию данных объ­ектов, необходимо утвердить подлинное состояние конструкций, ма­териалов, проектирования в соответствии с утвержденными нормами и правилами, а также использовать квалифицированную рабочую силу с квалифицированным надзором. Любой другой метод рабо­ты приведет к дальнейшему уничтожению сербских православных святынь в Косово и Метохии.
9. Для того чтобы реализовать все перечисленное в предыдущем пункте данных выводов, необходимо обеспечить постоянное присутствие специалистов, реставраторов из Республики Сербии, а также привлечь к выполнению работ квалифицированные предприятия из Сербии.
10. Все, что сделано под лозунгом «Реабилитации общеевропейского культурного наследия» под руководством Совета Европы, является, по меньшей мере, лицемерием и желанием показать всему миру, что в Косово и Метохии действительно восстанавливаются объекты культурного наследия. С профессиональной точки зрения реконс­трукция выполняется неквалифицированно. По существу, общеевро­пейское культурное наследие не восстанавливается, а лишь затиркой и оштукатуриванием не восстановленных конструкций скрываются повреждения конструкций, и всему миру представляется ложная Фотография, скрывающая истину о том, что речь идет о культурных памятниках православной церкви и сербского народа.
По этой причине владыка Артемий отказывался принимать у реставраторов-вредителей эти храмы.


На второй день Пасхи епископ Афанасий отслужил литургию в храме Святого Саввы в южной части Косовской Митровицы где сейчас нет ни одного серба, а первую пасхальную литургию священник Дарко Маринкович отслужил в частично восстановленной церкви Святого Николая в Приштине в присутствии двух десятков сербов.
Кроме того, что это «меморандумное» восстановление показало себя как губительное для единства в СПЦ, для Игора Войиновича, председателя Народного движения «Отечество» из северной части Косовской Митровицы службы в церквях, которые владыка Артемий отказывался принимать представляют собой со стороны еп. Евтича чисто пропагандистский трюк.

– В южной Митровице также провели подобную литургию, демонстрируя, будто бы владыка Артемий ничего не делал, а лишь упрямился. А вот как легко было служить в церкви в которой кроме владыки Афанасия никто не станет служить, так как там нет ни единого серба.
При этом оказалось очень легко обеспечить четыре автобуса для верующих, внезапно без проблем было организовано сопровождение КФОР, к услугам оказались и Еулекс, и шиптарская полиция, тогда как в бытность владыки Артемия было огромной проблемой обеспечить сопровождение и гарантировать безопасность владыке правящему епископу,- считает Войинович.
Для этого историка нет сомнений в том, что после удаления владыки Атемия с руководства Рашско-Призренской епархии начался губительнейший процесс уничтожения исторического, культурного и религиозного единства сербов в Косово и Метохии
– Разрушили нашу армию, гражданские институты, а сейчас работают над разрушением Церкви, как единственного института вокруг которого объединяются сербы. Очень возможно, что уже создается какая-нибудь «Косовская православная церковь». Над этим уже работают в Хорватии, Черногории, БиГ, Македонии. Уничтожение сербской идентичности прослеживается на каждом шагу. На билбордах, которые устанавливают КФОР и правительство Хашима Тачи стоят фотографии некой мечети, некоего римского памятника и – Грачаницы и все это с общей глумливой подписью – «Сохраним косметское наследие». Только слепой не увидел бы что происходит и как работают над созданием глобальной церкви во главе с папой в чем помогают и наши экуменисты, которым мешал владыка Артемий, - считает Войинович.
Из 35 уничтоженных сейчас восстановлено 22 церковных комплекса, включая церкви, монастырские келейные корпуса и приходские дома, а также Семинарию и епископский двор в Призрене. Синод их принял без согласия владыки Артемия, которому по решению Собора СПЦ ключи от этих объектов в июне прошлого года передал занимавший тогда пост епископа нишского а ныне – патриарх сербский Ириней Гаврилович.
Артемий, однако, не освящал упомянутые объекты и не включал их в использование, оставаясь последовательным в убеждении, что сербские святыни не могут восстанавливать те, кто их разорял и согласие на Меморандум шло на пользу признанию самопровозглашенной косовской независимости и во вред сербской православной и национальной идентичности в южном крае.
Игор Войинович утверждает, что на литургиях, которые служит владыка Афанасий одну половину верующих заставляют прийти насильно, а вторая половина находится в полном неведении о происходящем.
– Людей заставляют молчать, используется и сила и угрозы для принятия ЕС и экуменизма. Преподавателей Закона Божьего обязывают приводить детей, а священников – определенное количество верующих в храмы где служит епископ Афанасий, тогда как на интернет форумах, – единственном месте, куда не добралась цензорская рука владыки бачского, – его уже зовут Сатанасий. Владыка Афанасий кроме всего прочего провел богослужение в «восстановленноых» Богородице Левишской и церкви Святого Георгия в Призрене, где осталось всего 17 сербов. На все эти богослужения привозили людей из других сербских анклавов.
Интересно, что владыке Афанасию, резиденция которого располагается в монастыре Грачаница, Синод СПЦ не указал переехать в «восстановленную» епископскую резиденцию в Призрене, хотя и от владыки Артемия Синод это требовал. За отказ вернуться из Грачаницы в Призрен Артемия обвиняли в непослушании. Учителя и ученики тоже почему-то не спешат туда возвращаться, и учеба продолжается на территории нишской епархии, куда Семинария временно была перемещена в июне 1999.

По материалам сербского издания «Вести» http://vesti.rs

Р. Лончар, Й. Арсенович

<-назад в раздел

Русский календарь