09.04.2010
<-назад в раздел
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ТЕМНЫЙ И ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ
Вступление на великокняжеский престол Василия Васильевича после смерти его отца Вел. Князя Василия Димитриевича, последовавшей в 1425 году, осложнилось вспыхнувшей в среде московских князей величайшей, так называемой «шемякинской», смуты. Она была первой и последней в потомстве Иоанна Калиты, но ознаменовалась жестокой борьбой и кровопролитием. В результате этой борьбы Василий был ослеплен претендентами на великокняжеский престол. Его оспаривали по обычаям старины дядя Василия – Юрий Звенигородский и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, не желавшие признавать волю Димитрия Донского об утверждении нового порядка престолонаследия от отца к сыну. Но народ, помогая в этой борьбе Василию, ясно показывал этим, насколько им дорог законный Государь.
Несмотря на эти внутренние безпорядки «смирный, добрый всегда уступчивый» Вел. Князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) свершил величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем вопреки воле Великого Князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 году был взят турками.
Так после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой Веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала Третьим и последним Римом, так как в первом древнем Риме Православие проявилось впервые, во втором Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века. «Четвертому же Риму не быть», – как пророчествовал вскоре старец Филофей.
Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божьей благодати, осенившей «слабовольного» Василия Темного восстать как скала против Флорентийской унии – несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней. «Это одно из тех великих решений, – писал историк С. Соловьев, – которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
Укрепившаяся в правление Вел. Князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время 1612 года, повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан.
Несмотря на эти внутренние безпорядки «смирный, добрый всегда уступчивый» Вел. Князь Василий Темный (как его стали звать после ослепления) свершил величайшее историческое решение: решительно отверг Флорентийскую унию (1439), к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем вопреки воле Великого Князя). С тех пор Москва стала сама выбирать себе митрополитов собранием русских епископов. Царьград же в 1453 году был взят турками.
Так после падения Византии Москва с ее Государем, митрополитом и народом сделалась средоточием истинной Христовой Веры, к ней стали стремиться сердца всех православных людей. В их сознании она стала Третьим и последним Римом, так как в первом древнем Риме Православие проявилось впервые, во втором Византии, оно укрепилось и распространилось на многие народы, а в третьем Риме, Москве, оно должно сохраниться до скончания века. «Четвертому же Риму не быть», – как пророчествовал вскоре старец Филофей.
Этому значению Москвы в деле сохранения Православия русские люди обязаны всецело Божьей благодати, осенившей «слабовольного» Василия Темного восстать как скала против Флорентийской унии – несмотря на молчаливую готовность духовенства смириться с ней. «Это одно из тех великих решений, – писал историк С. Соловьев, – которые на многие века вперед определяют судьбы народов».
Укрепившаяся в правление Вел. Князя Василия II Васильевича верность древнему благочестию поддержала самостоятельность Руси в Смутное время 1612 года, повела к борьбе за веру в польских владениях, произвела соединение Малой России с Великой, обусловила падение Польши, могущество России и связь последней с единоверными народами Балкан.
По книге. А. Нечволодова «Сказания о Русской земле