Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Публикации
31.03.2010

СОСТОЯЛОСЬ ПОГРЕБЕНИЕ В МОСКВЕ В НОВО-СПАССКОМ МОНАСТЫРЕ К УСЫПАЛЬНИЦЕ ПРАРОДИТЕЛЕЙ ЦАРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ МУЧЕНИЧЕСКИ СКОНЧАВШЕГОСЯ БОЛЯРИНА МИХАИЛА НИКИТИЧА РОМАНОВА (1606).

Михаил Никитич был дядей первого Царя из Дома Романовых – Михаила Феодоровича. Царь Борис Годунов, желая отделаться от возможных соискателей Престола, воспользовавшись ложным обвинением, подверг братьев Романовых опале (втор. пол. 1600–1601). Филарет Никитич, отец Царя-родоначальника Михаила, был пострижен в монахи, его братья Василий и Иоанн были сосланы в Сибирь, в Пелымский край. Наиболее тяжкая участь ожидала «могутного» Михаила Никитича. Его сослали в Приуральский Чердынский край, в Пермь Великую, в погост Ныроб для содержания его с особливою предосторожностью, «чтобы он не утек». В 1601 г . он прибыл туда. Здесь на его глазах вырыли яму, в которую его опустили, оставив небольшое отверстие, через которое давали хлеб и воду. Сострадательные ныробцы научили своих детей носить Узнику в дудочках, как бы играя, масло, молоко и другую снедь. Охранники, узнав об этом, схватили детей и их родителей, пытали и отправили в Казань, откуда их возвратили в Ныроб уже в царствование Василия Шуйского. По указанию свыше болярина Михаила держали закованного в тяжкие цепи в крепком железном ошейнике (вес оков достигал трех пудов). В таких условиях Высокий узник прожил менее года, скончавшись во второй половине 1601 года, по одним сведениям от голода и тяжких физических страданий, по другим – задушенный охраной.

В 1606 г ., при перенесении тела Михаила Никитича в Москву, по свидетельству церковной летописи, «в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едина некоторую часть земля отъяла» В 1613 г ., в год воцарения Дома Романовых, проезжими купцами на месте первоначального погребения Мученика была замечена икона святителя Николая. О виденном они сообщили в Чердыни , и горожане тотчас вознамерились перенести образ к себе. Однако Святитель чудесным образом проявил свое нежелание и икону оставили на месте, построив для него первоначально часовню, а позднее, когда весть о чудесном ее явлении и о том, что от нее «бывает многим людям прощение и цельба», достигла Царя, с помощью Государя, на месте ее явления был построен храм во имя Святителя Николая. Существующий до сего времени храм, недавно возвращенный верующим, был освящен в 1705 году. Ныробцы свято чтили память болярина Михаила. Над темницей вскоре после его смерти была выстроена деревянная часовня, замененная в 1793 г . (по указу Императрицы Екатерины II ) каменной. Над местом погребения мученика был построен каменный храм во имя Богоявления Господня (1736).

В год 300-летия Дома Романовых в Ныробе состоялись торжества. Инициатива этих торжеств, как и предполагавшегося прославление Ныробского мученика, исходила от управляющего Казенной палатой Пермской губернии, впоследствии Тобольского губернатора (с 1915), в доме которого останавливалась А. А. Вырубова, приезжавшая в 1915 г . для поклонения свт. Иоанну Тобольскому, а позднее в заключении пребывала Царская Семья, – Н. А. Ордовского-Танаевского. После революции он принял монашеский постриг, а скончался уже после Второй мировой войны заграницей, в схиме (схиархимандрит Никодим).

В Ныроб шли многочисленные паломники, особенно на Николу вешнего, от ключика и цепей были многочисленные исцеления. Богомольцы стекались сюда и к 6 сентября (Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех) и служили по Михаиле Никитиче панихиду. В день Пресвятой Троицы к часовне совершался крестный ход и служили молебен Архангелу Михаилу, заканчивавшийся провозглашением многолетия Царствующему Дому и вечной памяти болярину Михаилу.

В настоящее время честное тело болярина Михаила почиет в Знаменской церкви Ново-Спасского монастыря в Москве. Чтимые народом оковы Ныробского мученика, от которых нуждающиеся получали исцеления, находятся в Чердынском краеведческом музее.

Болярин Михаил Никитич, Ныробский мученик был первым из Романовых, принявший мученическую смерть. Причем на территории Пермской губернии более чем три иска спустя приняли мученическую смерть Святая Царская Семья, брат Царя Великий Князь Михаил и Алапаевские мученики.

Царский Сборник

<-назад в раздел

Русский календарь