20.12.2014
Павел Рыженко. Сегодня и в вечности.
В Государственной Третьяковской галерее открылась экспозиция Павла Рыженко «Отражая эпоху...». Его масштабные полотна — уроки истории. Только не школьной — рассказанной сухим и скучным языком фактов, а увиденной глазами философа.
Герои минувших эпох, нередко получающиеся у художников картонными и шаблонными, на его картинах будто оживают. Мы видим погрузившегося в благостные думы богатыря Ослябю. Вокруг цветущие деревья: весна, безмятежность. Главное событие — Куликовская битва — еще впереди («Ослябя», 2005). Или портрет Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим: на картине человек, внимательно, всепрощающе смотрящий на зрителей. И в то же время художник показывает: перед нами — могучий и сильный духом воин. Монарх, в руках которого судьба страны («Царь Алексей Михайлович Тишайший», 2001).
Живописец никогда не подходил к творчеству формально: последние семь лет, работая в легендарной Студии военных художников им. Грекова, не позволял себе отдыха. Трудился без пауз, на износ. В нынешнюю экспозицию вошло 25 картин. Главная тема — становление Руси. Показаны ключевые события: здесь и русско-византийские войны X века, и диплом Рыженко — «Битва на Калке» (1996), и победа над шведами Александра Невского, и, конечно, Куликовское сражение. Полноценными героями предстают русские пейзажи — суровые, скупые на краски. А животные — почти всегда безмятежны. Топает по делам ежик мимо погруженного в себя Пересвета; недалеко от молящегося Сергия Радонежского лежит, высунув язык, собака... Возможно, художник дает понять: у человека — отличная от всех судьба. И нужно с достоинством нести свое бремя до конца.
Полотна Рыженко отличаются особенным вниманием к деталям. Однако историческая точность для художника не главное. «Его картины — это возможность поразмышлять о себе, сегодняшнем времени, о людях, живших тогда и сейчас, — говорит вдова мастера Анастасия Рыженко. — Они убеждают: все мы звенья одной цепи. И будем связаны в вечности».
Герои минувших эпох, нередко получающиеся у художников картонными и шаблонными, на его картинах будто оживают. Мы видим погрузившегося в благостные думы богатыря Ослябю. Вокруг цветущие деревья: весна, безмятежность. Главное событие — Куликовская битва — еще впереди («Ослябя», 2005). Или портрет Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим: на картине человек, внимательно, всепрощающе смотрящий на зрителей. И в то же время художник показывает: перед нами — могучий и сильный духом воин. Монарх, в руках которого судьба страны («Царь Алексей Михайлович Тишайший», 2001).
Живописец никогда не подходил к творчеству формально: последние семь лет, работая в легендарной Студии военных художников им. Грекова, не позволял себе отдыха. Трудился без пауз, на износ. В нынешнюю экспозицию вошло 25 картин. Главная тема — становление Руси. Показаны ключевые события: здесь и русско-византийские войны X века, и диплом Рыженко — «Битва на Калке» (1996), и победа над шведами Александра Невского, и, конечно, Куликовское сражение. Полноценными героями предстают русские пейзажи — суровые, скупые на краски. А животные — почти всегда безмятежны. Топает по делам ежик мимо погруженного в себя Пересвета; недалеко от молящегося Сергия Радонежского лежит, высунув язык, собака... Возможно, художник дает понять: у человека — отличная от всех судьба. И нужно с достоинством нести свое бремя до конца.
Полотна Рыженко отличаются особенным вниманием к деталям. Однако историческая точность для художника не главное. «Его картины — это возможность поразмышлять о себе, сегодняшнем времени, о людях, живших тогда и сейчас, — говорит вдова мастера Анастасия Рыженко. — Они убеждают: все мы звенья одной цепи. И будем связаны в вечности».
<-назад в раздел