Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
13.04.2024

Исторический вопрос установки Поклонных Крестов на Руси

крест.jpg

На Руси издревле существует традиция установки Поклонных крестов возле храмов и кладбищ, на побережьях и развилках дорог. При этом не все знают, откуда появилась такая традиция и как она развивалась. Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана Гнутова, автор-составитель книги «Крест в России», научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее Крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые братья Кирилл и Мефодий. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.

На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе с трудными природными условиями и с языческой культурой народов Севера. Тогда происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Однако кресты ставили и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян.

Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов. Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника:

«Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской "перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил.

Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».

Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани.

Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться».

Но это было не только на Севере. Каменные кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров, охранительных, межевых и памятных знаков. В старину люди испытывали огромное уважение к поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест — совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Кресты воспринимались как знак Божия присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди устраивали молебны — особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства? Такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах...

Источник: С.Гнутова. "Крест в России". Изд. Даниловский благовестник, 2006

<-назад в раздел

Русский календарь