09.04.2024
<-назад в раздел
Заявлено о грядущей «инвентаризации» мощей Киево-Печерской лавры. Зачем это нужно властям?
В Минкульте заявили о грядущей «инвентаризации» мощей Киево-Печерской лавры. Зачем это нужно властям, и как это напоминает действия большевиков в 1918 г. Давайте разбираться.
Как сообщает ТСН, в Киево-Печерской лавре намечается «инвентаризация» мощей святых. Директор департамента культурного наследия Минкульта и по совместительству глава комиссии по передаче объектов Киево-Печерской лавры государству Марьяна Томин заявила: «Через две недели начинаем комиссию, которая будет заниматься инвентаризацией непогребенных останков святых Киево-Печерской лавры. Мы будем работать с антропологами, с военными капелланами, с археологами. И хотим проверить все, что касается непогребенных останков святых».
О чем говорит Минкульт
Что обращает на себя внимание в словах этой чиновницы?
Во-первых, святые мощи она именует «непогребенными останками». Это что, намек на то, что их нужно захоронить? Скорее всего, это церковная неграмотность М. Томин, но, возможно, она проговорилась о некоем замысле. Дело в том, что в пещерах есть мощи святых, имеющих прямое отношение к городам сегодняшней России. Например, преподобный Кукша, проповедавший христианство на территории Орловской и Калужской областей; святитель Меркурий, бывший епископом в Смоленске, святители Симон и Дионисий, епископы Суздальские и так далее. Могут ли их объявить «неправильными» святыми, пособниками «русского мира» и заявить, что им не место в украинской святыне? Абсурд! Но давайте вспомним, какая кампания сегодня ведется против святого Александра Невского и других святых. Как ПЦУ заявила, что пора от них отказываться и убрала Александра Невского из своих святцев. А он, между прочим, был в 1257-1259 гг. великим князем Киевским.
Во-вторых, очень подозрительным является предполагаемый состав комиссии, которая будет проводить «инвентаризацию». М. Томин заявила, что в нее войдут антропологи, археологи и военные капелланы. Но где же здесь представители Церкви? Священников УПЦ власти не признают капелланами, значит, имеется в виду, что будут представители ПЦУ, УГКЦ, возможно, других конфессий. Это при том, что именно братия Киево-Печерской лавры несколько десятилетий ухаживала за мощами, переоблачала их и следила за их сохранностью. Позовут ли их на «инвентаризацию»? Из слов чиновницы этого не следует.
В-третьих, с какой целью Минкульт хочет «проверить все, что касается непогребенных останков святых»? Ответа на этот вопрос нет. Но есть исторический прецедент, очень похожий на то, что сегодня затевает Минкульт. Это кампания по вскрытию мощей, начавшаяся в 1918 г. и продолжавшаяся до конца 1920-х годов.
Кампания по вскрытию мощей 1920-х годов
У большевиков были свои антицерковные законы, правда, принимались они не парламентом, а Советом народных комиссаров и назывались Декретами. 23 января 1918 г. был принят Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», для проведения которого в жизнь был создан Ликвидационный отдел Народного комиссариата юстиции.
Сегодня для освещения деятельности этого отдела создали бы телеграм-канал, а тогда основали антирелигиозный журнал «Революция и церковь». В рамках этого Декрета 22 октября 1918 г. большевики провели в Александро-Свирском монастыре свою «инвентаризацию», т. е. вскрыли раку с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. А журнал «Революция и церковь» запустил мощный фейк: якобы вместо мощей нашли восковую куклу.
В отчете Ликвидационного отдела так и написано: «В литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла».
Мощи преподобного Александра Свирского
Мощи Александра Свирского обладают просто потрясающем уровнем нетления, они даже не мумифицированы в привычном понимании, а выглядят как тело совсем недавно умершего человека (преподобный жил в XV веке). Неизвестно, то ли члены Ликвидационной комиссии были такими безграмотными, что не сумели отличить воск от реального человеческого тела, то ли изначально был заказ объявить о «кукле», но новость была растиражирована большевистской пропагандой по всей стране.
Появились сообщения о собраниях трудящихся, возмущенных «многовековым обманом попов» (сегодня нужно дописать слово: «московских») и требующих вскрытия мощей по всей стране. Так началась кампания по вскрытию мощей. Емельян Ярославский, который руководил антирелигиозной политикой в СССР, писал в эти дни: «Не ради насмешки устанавливает Советская власть истину, не ради насмешек открывает она вековой обман монахов».
Сегодня руководитель антицерковной политики, глава Госкомрелигии Минкульта Виктор Еленский говорит аналогично, что не ради ущемления прав верующих власти притесняют УПЦ.
Вскрытие мощей святого Александра Невского, 1922 г.
По всей стране началась кампания по вскрытию мощей. Причем, надо отдать должное большевикам, был утвержден особый порядок вскрытия. Совершать это, т. е. вскрывать раки и снимать с мощей облачения и украшения, должны были священнослужители, а представители местных властей, ВЧК (тогдашней службы безопасности), медэксперты и представители общественности должны были только наблюдать, а затем подписать протокол осмотра вместе со священнослужителями.
Украинские наследники большевиков решили пойти еще дальше и собираются проводить «инвентаризацию» вообще без священников УПЦ, которые 30 лет смотрели за этими мощами.
30 июля 1920 г. Совет народных комиссаров принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Предписывалось:
· Последовательно и планомерно проводить полную ликвидацию мощей, избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости.
· Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи.
· Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты <…> отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц…
В конце 1920 года в журнале «Революция и церковь» был опубликован Отчет Ликвидационного отдела Наркомюста Съезду Советов со сводкой о вскрытий 63 мощей, произведенных в 1918-1920 годы. Как правило, находили не полностью сохранившиеся мумифицированные останки, а некоторые их части разной степени сохранности.
Например, в раке преподобного Сергия Радонежского, согласно Отчету, оказались «изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок, в черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы». В раке святого благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского были найдены «груда черных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины».
Здесь следует пояснить, что согласно церковному учению святыми мощами считаются любые останки святых, любой степени нетления. Даже предметы одежды святых являются объектом почитания. В разумных пределах это не магия и не идолопоклонство. Еще в Книге деяний апостольских упоминается об этом: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19. 11-12). Те, кто бывал уже в наши дни на молебнах в пещерах Киево-Печерской лавры и в других монастырях, могут это подтвердить. Когда, например, на одержимых одевали шапку преподобного Марка Гробокопателя, их одержимость сразу же обнаруживалась, порой весьма ужасным образом.
Также общераспространенной является практика деления мощей для того, чтобы им могли поклоняться в разных местах, отделения частиц, чтобы зашить их в антиминсы и так далее.
Однако до революции 1917 г. в народе сформировалось устойчивое мнение, что мощи святых – это непременно нетленные останки. Такому мнению способствовало и то, что мощи, как правило, хранились в облачениях, под различными окладами и так далее. Т. е. люди не видели в каком они состоянии. И для них обнаружение в раках истлевших костей было шоком, на который как раз и рассчитывали власти.
Кроме эффекта дискредитации Церкви, власти рассчитывали и на провокацию народного возмущения, чтобы иметь предлог для расправы. Несмотря на утвержденный порядок вскрытия мощей, часто это происходило с особым цинизмом. Красноармейцы и представители ВЧК стряхивали в раки пепел с сигарет, плевали, обливали кислотой, бросали в нечистоты и так далее. Это вызывало возмущение верующих, и, если они решались на открытые выступления, власти проводили показательные расправы, аресты и даже расстрелы.
Зачем это властям и что может быть дальше
Во-первых, «инвентаризация» – это часть общей кампании по уничтожению Церкви. Почитание мощей святых является очень древней традицией, восходящей к апостольским временам. Можно сказать, что это неотъемлемая часть Православия как такового. Как иконопочитание есть свидетельство о реальном воплощении Сына Божия, так почитание мощей – это свидетельство о реальном обожении человека, о стяжании Духа Святого, который освящает всего человека с душой и телом, что остается неизменным и после смерти. Любое непочтительное обращение с мощами оскорбляет чувства верующих. А именно таковое обращение предполагается во время «инвентаризации». Будем надеться, что члены комиссии не будут плевать в раки и стряхивать туда пепел сигарет, но и петь над ними тропари и величания (как при переоблачении мощей братией Лавры) они тоже не будут.
Во-вторых, комиссия обнаружит, что у многих мощей недостает каких-либо частей. Это послужит поводом для обвинения УПЦ в том, что она занималась разбазариванием или, еще хуже, распродажей мощей или передачей их стране-агрессору, т. е. России. Там, действительно, во многих храмах есть частицы мощей Киево-Печерских святых. Антицерковные СМИ, наследники журнала «Революция и церковь», растиражируют эти обвинения всеми доступными способами и поднимут в обществе еще большую волну ненависти к Церкви. То, что частицы мощей Киево-Печерских святых передавались монастырям и храмам в самые разные страны немногим менее тысячи лет, и что так делается повсюду, никого, естественно, интересовать не будет.
В-третьих, по опыту кампании по вскрытию мощей 1920-х годов можно предположить, что верующие будут выражать протест против «инвентаризации», что даст властям повод к дальнейшим расправам. Опыт жестокой расправы над журналистами СПЖ, когда людей за обыкновенную журналистскую деятельность посадили в заключение и грозят пожизненным, показывает, что власти намерены действовать жестко в отношении Церкви и ее верных чад.
Как на самом деле будет проходить «инвентаризация» мощей мы узнаем через две недели. По большому счету, все будет зависеть от того, какой заказ поступит в комиссию Минкульта от властей.
Если власть на тот момент решится на жесткие действия, то и «инвентаризация» будет проведена соответствующими методами. Если будет иная ситуация, комиссия проведет ее в варианте «лайт»: придет, посмотрит, составит протокол и уйдет. А, может, и вообще отложит данное мероприятие на неопределенный срок. Это может быть в случае, если международное сообщество четко выскажет свое недовольство нарушением свободы вероисповедания в Украине, или же власти сочтут, что риски внутренней дестабилизации слишком велики.
Что же касается верующих, то нам необходимо, во-первых, усилить свои молитвы, активнее участвовать в молитвенных стояниях возле Лавры и других святынь, а во-вторых, не забывать, что мы – христиане, и не можем действовать теми методами, которыми действуют недруги Церкви, не можем отвечать злом за зло, не можем питать в себе ненависть или что-то подобное. Наше дело – молитва и упование на Бога.
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Фил. 4, 6-9).
Источник:https://spzh.media/ru