10.04.2024
<-назад в раздел
Памятник "Родина-мать" в Волгограде больше не принадлежит России. А кому?
Когда в 2019 году некая фирма "Управис" сообщила, что наследник скульптора Евгения Вучетича доверил ей управление своими правами, многие наверняка сочли, что речь идет о какой-нибудь битве родственников за наследство мастера ваяния – дачу, антикварную мебель, картины или нечто подобное. Тогда никому в голову не могло прийти, что притязания предприимчивого внука Вучетича и взявшихся "отстаивать его права" крючкотворов из "Управиса" нацелены не на какой-то старинный скарб, а ни много ни мало на знаменитую скульптуру "Родина-мать зовет!", стоящую на сталинградском Мамаевом кургане.
Пять лет длилась тяжба, которая завершилась победой алчного наследника. В конце марта с.г. суд вынес вердикт, согласно которому "Родина-мать" становится фактически собственностью Вучетича-младшего и источником его постоянного дохода. Отныне он станет получать вознаграждение при каждой перепродаже произведений деда в России и за рубежом, а также "при их использовании в печати и в интернете".
Юридически это, может, и правильно, а по совести? Ведь речь идёт об одном из национальных символов России. Конечно, мы обязаны принимать решения суда. Но принимать – не значит соглашаться. На то существует апелляция. Хотя бы к здравому смыслу и совести. По нашему разумению, ни юридических, ни нравственных причин для передачи великого образа во владение предприимчивого внука скульптора Вучетича нет.
Это не эмоции, а выводы, основанные на фактах, которыми в свое время поделилась с автором замечательный человек и настоящий патриот Валентина Николаевна Клюшина, без малого 30 лет работавшая заместителем директора Мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы".
До этого она, будучи инженером технадзора, контролировала процесс возведения монумента. Так что ансамбль Мамаева кургана был делом всей ее жизни. В 2021 году она скончалась, не дожив до "приватизации" памятника, но записи с ее монологами, к счастью, сохранились. И что мы имеем?
Начнем с того, что над созданием монумента трудился большой авторский коллектив, а отнюдь не один мэтр. Но самое главное – если бы не академик Николай Васильевич Никитин, который рассчитал конструкцию памятника – "Родина-мать" вообще не вознеслась бы над Сталинградом, каким бы талантливым ни был Вучетич.
В результате длительных поисков Никитин придумал неожиданный ход – внутри статуи, совершенно не считаясь с ее формой, он разместил конструкцию из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок. Именно так удалось выстроить торс фигуры. По задумке академика, ее изнутри стянули стальными канатами, которые целыми ярусами проходят по всему объему.
А произведенный Никитиным расчет центра тяжести скульптуры – просто гениальное решение серьезнейшей задачи. В результате именно благодаря ему 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлоконструкций вознеслись над Волгой в виде знаменитой "Родины-матери". Так, может, его наследникам тоже поторговаться за пару-другую процентов от демонстрации великого творения?
Если исходить из чисто меркантильных соображений, за Евгением Вучетичем могут числиться эскизы, наброски, чертежи, макеты. Вот пусть на эти бумаги, пробные модели и оформляет "эксклюзивные права" предприимчивый наследник, а если кто-то вдруг скопирует на плакате или футболе собственноручный рисунок Вучетича, добивается выплаты роялти.
Не худо бы напомнить и другое: помимо действительно неповторимого эскиза, за великим скульптором Вучетичем в этом проекте значится и то, что современным языком называется "подставой". Дело в том, что по первоначальному плану, скульптурный комплекс должен был представлять 36-метровую фигуру, установленную на 16-метровом фундаменте. Причем, к фундаменту она не крепилась – стояла, как шахматная фигура на доске.
А когда работы уже начались, Вучетич принялся подзуживать Хрущева: мол, давайте, обскачем США с их статуей Свободы! Идея Никите Сергеевичу, стремившемуся во всем "догнать и перегнать Америку", понравилась. Проект пересмотрели, и памятник "вырос" аж на 16 метров, что резко увеличило риск его опрокидывания.
Пришлось усиливать фундамент, делать площадку под установку более пологой. Валентина Николаевна рассказывала, что для этого на вершину кургана подняли 150 тысяч тонн грунта, погребя под их толщей сотни братских захоронений. В результате пришлось отказаться от двух проходов на курган, а солдатские могилы были покрыты ещё одним слоем земли толщиной в несколько метров, что есть кощунство.
Кроме того, Вучетич ошибся с углом разворота меча – он не попал в розу ветров, и возник эффект паруса. Пришлось в 1972 году менять грозное оружие, поскольку оно к тому времени находилось в критическом состоянии и могло рухнуть в любую минуту. Но если бы только это. Вучетич-старший фактически подложил мину замедленного действия следующим поколениям, выбрав в качестве материала для скульптуры недолговечный бетон.
Валентина Николаевна, когда работала с мастером, интересовалась: мол, почему делаем так? Ведь бетон пористый, впитывает влагу и от этого разрушается. На что последовал ответ: сейчас важно как можно скорее завершить проект, а потомки заново отольют скульптуру уже из чистого золота. Золото, конечно, в дело не пошло, а вот с бетоном маются до сих пор. Ливни бьют по монументу так, что бетон не успевает высыхать, и его необходимо постоянно покрывать защитным составом.
До сей поры это была забота государства. Но теперь, когда "Родине-матери" суд назначил эдакого бойкого опекуна, надо полагать, верхолазы будут регулярно проводить обследование скульптуры, заделывать трещины и щели, и наносить защитное покрытие за счет Вучетича-младшего. Или он думает, что вся его забота в этой ситуации лишь трясти мошной и суммировать проценты?
Не стоит упускать из виду и ещё одно соображение. Например, музыкант, сочиняя мелодию, действует, упрощенно говоря, как индивидуальный предприниматель: создал продукт и хочет продать подороже. С того и кормится. Но с Вучетичем-дедом ситуация совершенно другая – он творил не сам по себе, а по заданию партии и правительства. Получается, мастер выполнил задание и получил за это гонорар.
И теперь этот оплаченный народными деньгами продукт принадлежит обществу. Его, наоборот, необходимо как можно активнее и масштабнее тиражировать, чтобы каждый мальчишка знал об этом символе воинской славы, стойкости, подвига. А тут какое-то наследование, какие-то отчисления за использование изображений...
Фирма "Управис" позиционирует себя, как профессиональную организацию "по коллективноали миллионные жертвы, кровь и слёзы целых поколений, с какой-нибудь кабацкой песенкой, безнравственно и цинично.
Пять лет длилась тяжба, которая завершилась победой алчного наследника. В конце марта с.г. суд вынес вердикт, согласно которому "Родина-мать" становится фактически собственностью Вучетича-младшего и источником его постоянного дохода. Отныне он станет получать вознаграждение при каждой перепродаже произведений деда в России и за рубежом, а также "при их использовании в печати и в интернете".
Юридически это, может, и правильно, а по совести? Ведь речь идёт об одном из национальных символов России. Конечно, мы обязаны принимать решения суда. Но принимать – не значит соглашаться. На то существует апелляция. Хотя бы к здравому смыслу и совести. По нашему разумению, ни юридических, ни нравственных причин для передачи великого образа во владение предприимчивого внука скульптора Вучетича нет.
Это не эмоции, а выводы, основанные на фактах, которыми в свое время поделилась с автором замечательный человек и настоящий патриот Валентина Николаевна Клюшина, без малого 30 лет работавшая заместителем директора Мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы".
До этого она, будучи инженером технадзора, контролировала процесс возведения монумента. Так что ансамбль Мамаева кургана был делом всей ее жизни. В 2021 году она скончалась, не дожив до "приватизации" памятника, но записи с ее монологами, к счастью, сохранились. И что мы имеем?
Начнем с того, что над созданием монумента трудился большой авторский коллектив, а отнюдь не один мэтр. Но самое главное – если бы не академик Николай Васильевич Никитин, который рассчитал конструкцию памятника – "Родина-мать" вообще не вознеслась бы над Сталинградом, каким бы талантливым ни был Вучетич.
В результате длительных поисков Никитин придумал неожиданный ход – внутри статуи, совершенно не считаясь с ее формой, он разместил конструкцию из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок. Именно так удалось выстроить торс фигуры. По задумке академика, ее изнутри стянули стальными канатами, которые целыми ярусами проходят по всему объему.
А произведенный Никитиным расчет центра тяжести скульптуры – просто гениальное решение серьезнейшей задачи. В результате именно благодаря ему 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлоконструкций вознеслись над Волгой в виде знаменитой "Родины-матери". Так, может, его наследникам тоже поторговаться за пару-другую процентов от демонстрации великого творения?
Если исходить из чисто меркантильных соображений, за Евгением Вучетичем могут числиться эскизы, наброски, чертежи, макеты. Вот пусть на эти бумаги, пробные модели и оформляет "эксклюзивные права" предприимчивый наследник, а если кто-то вдруг скопирует на плакате или футболе собственноручный рисунок Вучетича, добивается выплаты роялти.
Не худо бы напомнить и другое: помимо действительно неповторимого эскиза, за великим скульптором Вучетичем в этом проекте значится и то, что современным языком называется "подставой". Дело в том, что по первоначальному плану, скульптурный комплекс должен был представлять 36-метровую фигуру, установленную на 16-метровом фундаменте. Причем, к фундаменту она не крепилась – стояла, как шахматная фигура на доске.
А когда работы уже начались, Вучетич принялся подзуживать Хрущева: мол, давайте, обскачем США с их статуей Свободы! Идея Никите Сергеевичу, стремившемуся во всем "догнать и перегнать Америку", понравилась. Проект пересмотрели, и памятник "вырос" аж на 16 метров, что резко увеличило риск его опрокидывания.
Пришлось усиливать фундамент, делать площадку под установку более пологой. Валентина Николаевна рассказывала, что для этого на вершину кургана подняли 150 тысяч тонн грунта, погребя под их толщей сотни братских захоронений. В результате пришлось отказаться от двух проходов на курган, а солдатские могилы были покрыты ещё одним слоем земли толщиной в несколько метров, что есть кощунство.
Кроме того, Вучетич ошибся с углом разворота меча – он не попал в розу ветров, и возник эффект паруса. Пришлось в 1972 году менять грозное оружие, поскольку оно к тому времени находилось в критическом состоянии и могло рухнуть в любую минуту. Но если бы только это. Вучетич-старший фактически подложил мину замедленного действия следующим поколениям, выбрав в качестве материала для скульптуры недолговечный бетон.
Валентина Николаевна, когда работала с мастером, интересовалась: мол, почему делаем так? Ведь бетон пористый, впитывает влагу и от этого разрушается. На что последовал ответ: сейчас важно как можно скорее завершить проект, а потомки заново отольют скульптуру уже из чистого золота. Золото, конечно, в дело не пошло, а вот с бетоном маются до сих пор. Ливни бьют по монументу так, что бетон не успевает высыхать, и его необходимо постоянно покрывать защитным составом.
До сей поры это была забота государства. Но теперь, когда "Родине-матери" суд назначил эдакого бойкого опекуна, надо полагать, верхолазы будут регулярно проводить обследование скульптуры, заделывать трещины и щели, и наносить защитное покрытие за счет Вучетича-младшего. Или он думает, что вся его забота в этой ситуации лишь трясти мошной и суммировать проценты?
Не стоит упускать из виду и ещё одно соображение. Например, музыкант, сочиняя мелодию, действует, упрощенно говоря, как индивидуальный предприниматель: создал продукт и хочет продать подороже. С того и кормится. Но с Вучетичем-дедом ситуация совершенно другая – он творил не сам по себе, а по заданию партии и правительства. Получается, мастер выполнил задание и получил за это гонорар.
И теперь этот оплаченный народными деньгами продукт принадлежит обществу. Его, наоборот, необходимо как можно активнее и масштабнее тиражировать, чтобы каждый мальчишка знал об этом символе воинской славы, стойкости, подвига. А тут какое-то наследование, какие-то отчисления за использование изображений...
Фирма "Управис" позиционирует себя, как профессиональную организацию "по коллективноали миллионные жертвы, кровь и слёзы целых поколений, с какой-нибудь кабацкой песенкой, безнравственно и цинично.
Вдохновением для сочинения шлягерму управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов, и других авторов произведений изобразительного искусства". Но ставить в один ряд "Родину-мать", созданию которой предшествова может послужить рюмка водки на столе, но гений Вечетича при создании великого монумента питали слезы и кровь, пролитые тысячами и тысячами жителей Сталинграда и его защитников. А теперь, выходит, они проливалась для того, чтобы Вучетич-младший мог получать свои 4% от каждого тиражирования дедовой работы. Так, что ли?
Источник: http://narpolit.com/istoriya-sovremennosti
Источник: http://narpolit.com/istoriya-sovremennosti