07.04.2024
<-назад в раздел
Небесная радость. Благовещение Пресвятой Богородицы
С праздником Благовещения, дорогие братья и сестры! Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня Господь возвещает нам о великой радости. Исполнились предсказанные святыми пророками времена и сроки пришествия в мир Победителя ада и смерти, Искупителя людей от рабства греху и диаволу, Спасителя нашего Иисуса Христа.
Милосердие Божие, как утренняя заря, пробуждает людей от греховного сна и благовествует о приближении к нам Бога – о восходе этого Солнца Правды над нашей землей. И как после ночной темноты, при первых проблесках света птицы начинают издавать звуки радости, их пение свидетельствует всему миру о наступлении нового дня, точно так же сегодня из светлых обителей Небесного Царства спускается на землю светлокрылый Архангел Гавриил и возвещает Деве Марии о начале совершенно Новой Жизни, такой, какой никогда еще не было в мире, – о рождении от Нее Нового Существа, нового Человека, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего и Спасителем мира. Исполняется самое первое Божие обетование, данное Адаму и Еве перед изгнанием из рая – о том, что придет в определенное время Искупитель их греха, победит их врага диавола и откроет им путь в Царство Божие. Со дня Благовещения приближается Божия победа, приближается Божие Царство, в котором радость безконечна. Бог нас не забыл, хотя мы порой забываем Его. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый – Живоначальная Троица – посылает на землю Свою Ипостась, предвечного Бога Сына, Который не гнушается Девического чрева и через Деву Марию воспринимает естество человеческое – воплощается! Вот непостижимое чудо и невыразимая радость – Бог входит в мир! Будучи безтелесным, безплотным, невещественным и безсмертным, Он решает принять тело, плоть, вещество и смертность, соединяя полноту Своего Божества с естеством человеческим, и в полном смысле становится единокровным с людьми. Трудно постичь это разумом, но сердце удивляется и радуется от осознания того, как Бог возлюбил человека.
Теперь обратим свой взор на ту назаретскую горницу, в которой пребывала Дева Мария, когда посетил Ее Архангел. Ее комната озарилась светом небесным. И вот перед Ней дивный Посланник. Он полон радостного трепета, ибо сподобился великой чести – принести на Землю весть о рождении от этой смиренной Девы Самого Сына Божия. Мы знаем из Евангелия, что у Ангелов бывает великая радость, когда кто-то из людей кается и становится снова Божиим чадом. Но вот теперь он, Гавриил, явился с благовестием о рождении Того, Кто весь мир призовет к покаянию! И покаявшихся спасет от вечной погибели! Внутренним восторгом дышат его слова: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами (Лк. 1, 28). Это значит, что Она, единственная среди всех женщин, когда-либо живших на земле, сохранила себя без греха, потому что любила Бога так, как никто и никогда не любил. И вот теперь, услышав от Архангела странную весть, Она смутилась от его слов, но задумалась не о Своем избранничестве, а о том, как ей сохранить свой обет смирения. О том, что же означало такое приветствие Ей, Которая ничем еще не заслужила внимания от Бога. Но Архангел успокаивает Ее, объявляя волю Божию: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, <…> и будет царствовать <…>, и Царству Его не будет конца (Там же, 30–33).
На это Мария, желая уяснить для Себя, каким образом Ей надо исполнить Божию волю, не нарушая своего обета девства, хранителем которого был и старец Иосиф, говорит Ангелу: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Там же, 33). Старца Иосифа избрали священнослужители Иерусалимского храма для обручения с Девой Марией и наименования Ее мужем ради того, чтобы не нарушить Ее обета, данного Богу. Мария к тому моменту осталась сиротой, а время Ее пребывания при храме закончилось, и священники не знали, что с Ней делать, куда Ее направить жить, чтобы этот обет соблюдался. И тогда было принято решение собрать пожилых овдовевших мужей Израиля и, помолившись Богу, оставить их жезлы, на которые они опирались уже по немощи старческой, в алтаре – в надежде на знамение свыше. И вот жезл старца Иосифа, сухая палка, на которую он опирался, вдруг процвел свежим побегом. Воля Божия была явлена, и Иосифа обручили Деве Марии, заповедав ему сохранить Ее обещание Господу. Понятно, что Мария не могла Сама знать того, что задумал Бог, и Ангел в ответ на Ее недоумение говорит: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим <...>, ибо у Бога не останется безсильным никакое слово. Услышав это, Мария смиренно сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Там же, 35, 37–38).
Вонмем ли мы сегодня Архангельскому гласу? Возрадуется ли наше сердце от этих слов благовестия и смирения? Пробудится ли в нас любовь ко Господу Богу? К нам приходит Господь! Но сумеем ли мы, сумеет ли дух наш возрадоваться о Боге – Спасителе нашем? Духовная радость теперь оскудела. Словно преступники или убийцы живем мы без истинной радости. Тревога на сердце и укоры совести часто не покидают нас даже тогда, когда мы, перечислив на Исповеди дурные поступки и мысли, приступаем ко Святому Причастию. Не оставляет нас чувство уныния, потому что в сердце нашем нет, или почти что нет, любви к Богу, потому что пытаемся угодить сразу двум господам – Богу и мамоне. И земное благополучие для нас, увы, дороже небесного. И понятие радостистало безрадостным, ибо мы возлюбили ложную радость – удовольствие от греха. И вот получается, что мы не способны почувствовать радость небесную, ту, о которой возвещает сегодня все мироздание, всякая тварь, кроме разумной, кроме заблудшей души человеческой.
Но, дорогие мои, без духовной радости жить невозможно! Это та сила, без которой нам не войти в Царство Божие. Нам надо учиться этой радости, надо ее искать. Для этого необходимо вникать во все события священной истории, которые определяли взаимоотношения Бога и человека. Промысл Божий, все уже совершившиеся дела Божии, касающиеся спасения людей от греха и смерти, должны стать главным предметом нашего внимания. Что может быть радостней, чем встреча с Первоисточником жизни, Который приходит к тебе, в твою жизнь как любящий Отец?! Как можно не радоваться духом, когда Ангелы и Сам Господь ликуют о том, что преодолен разрыв между творением и Творцом?! Глубокое, духовное видение того, что произошло в этот день, должно научить нас сорадоваться Богу, любящему нас, и Той, Которая возлюбила Бога всем существом Своим. Вместе с Архангелом мы сегодня сорадуемся Деве Марии: «Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся». Зная о Тебе, о Твоей безграничной любви к Богу, о Твоей чистоте и смирении, так просто уже верится в небесное призвание человека. Это – радость о том, что не только Мария, Богородица, но и все люди через Нее обрели благодать у Бога. Как дивно устраивает Господь наше спасение! Ангел Небесный является к бедной, никому не известной галилейской Деве и Ей, самой тишайшей и скромнейшей, возвещает тайну спасения мира! К Ней войдет Бог, и войдет не как Властитель Вселенной, не в величии Своего могущества, а в радости Ее материнства, и через Нее воцарится в мире Ребенок, слабый и беззащитный, как все дети, но Тот, Кто впоследствии сделает навсегда и навеки безсильными все силы ада. Чтобы была у нас настоящая, непреходящая радость, которая дана нам как заповедь: Всегда радуйтесь <…>, о всем благодарите (1 Фес. 5, 16, 18), – мы должны возлюбить Бога, невзирая на все искушения гордого мира сего.
Исступленно воюет против нас диавол. Пропаганда его ложной радости захлестнула всех и все. Преступления против Божиих заповедей объявляются требованием естества и нормой поведения. И вот грех поменял имя, множество его форм названы теперь «общечеловеческими ценностями». И как трудно людям понять и почувствовать подлог и обман бесовского лозунга о свободе, о равенстве и братстве! До сих пор нам хочется верить в это зловестие, не замечая его сатанинских глубин, – о свободе от совести, о братстве с падшими ангелами, и даже не о равенстве с Богом, а о превосходстве над Ним! Вот откуда берется уныние и безрадостная жизнь. Это – ложь и клевета на человека, которой все время наполняется мир, но которую обличает Дева Мария и все люди, торжествующие в этот праздник Благовещения.
Увы, наша страна, проданная иудами и общечеловеками, поставлена в полную зависимость от мирового сообщества противников Господа нашего Иисуса Христа. Они объявили о построении нового бесо-порядка на земле. Обольщением, обманом, хитростью и угрозами они принуждают людей принимать апокалиптические знаки, об опасности которых предупреждает нас святой апостол Иоанн Богослов. Надо читать его Откровение, Апокалипсис. Эта последняя книга Завета Христова возвещает нам о радостной победе, которая ожидает в конце жизни всех смелых, терпеливых, верных людей. Из этой книги мы узнаем, что гордый дух, противник Бога и человеков диавол не предполагал, что победа над ним совершится через смиренную Деву и крестное смирение Христа. Мы теперь знаем, что без Креста не может быть радости: «Се бо прииде Крестом радость всему миру».
Не могли люди сподобиться радости и без Благовещения. Победа за Радостью! Благовещение ныне уже вечно и неотменимо! «Благовестите день от дне спасение Бога нашего»! Каждый день, дорогие мои, благовестите, что спасение – только от Бога нашего! Ведь все, что Бог обещает, всегда исполняется! Будут скорби, будут гонения, которые, мы знаем, претворятся в нескончаемую радость. Каким светом, каким теплом веет на нас от события Благовещения, когда Дева Мария соглашается стать Матерью нашего Господа и родить Богомладенца Христа! И Сам Господь обращается к нам и говорит через апостола Иоанна: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас <…>. Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 21–24).
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» Аминь.
Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва