01.04.2024
<-назад в раздел
Открытое письмо РВС председателю Государственной думы Вячеславу Володину
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Родительские и патриотические организации крайне возмущены рассмотрением разрушительного для российского образования законопроекта № 470837-8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (о совершенствовании взаимодействия участников образовательного процесса).
Депутаты, написавшие проект закона, называют его «законом о запрете использования мобильных телефонов во время уроков». Однако на самом деле законопроект напрямую легализует использование смартфонов в образовательном процессе.
Сейчас их использование запрещено в СанПиН полностью. В законопроекте предлагается запретить «пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий при реализации основных общеобразовательных программ, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой».
Таким образом, законопроект № 470837-8 дает возможность обойти установленный запрет, если смартфоны окажутся вписаны в программы обучения, а вовсе не запретить их использование, как лукаво уверяют граждан. Весьма вероятно, что после принятия законопроекта и СанПиН будут переписаны соответствующим образом.
В том, что в программы образования планируется внедрять цифровые составляющие и, в частности, использование смартфонов на уроках, мы нисколько не сомневаемся. Так, например, издательство «Просвещение» уже в 2020 году начало разработку нового формата интерактивных учебников с дополненной реальностью. Эти учебники предполагают использование на уроках мобильных телефонов. Подобные технологии способны полностью заменить собой полноценный урок, поскольку включают в себя теоретические блоки, практические занятия и даже выставление оценок.
Критикуют действующие СанПиН и заявляют о необходимости разрешить использование смартфонов в образовательном процессе и представители ВШЭ, занимавшиеся разработкой цифровизации образования. По их мнению, смартфоны необходимы для дистанционного образования, так как в небольших городах и сельской местности нужных для этого компьютеров и ноутбуков нет почти у половины детей, зато гаджеты есть у большинства.
Принятие закона, фактически разрешающего применять гаджеты на уроках, ознаменует собой начало полной и тотальной цифровизации образовательного процесса и постепенного перевода его на дистанционные рельсы. И мы уже видим первые шаги в этом направлении.
Так, например, власти Дагестана заявили, что будут решать проблему нехватки учебников в школах за счет подключения к проекту «Московской электронной школы». К системе хотят подключить все школы Дагестана. Неужели всем детям Дагестана не досталось бумажных учебников, раз теперь все они должны будут получать знания дистанционно? Не правильнее было бы сделать дополнительный тираж специально для дагестанских школьников –– ведь такая забота федерального центра безусловно нашла бы благодарный отклик. Вместо этого предлагаются крайне непопулярные образовательные «новшества» (вспомним митинги в том же Дагестане в период ковидного дистанта), которые определенные силы постараются политизировать. Разве нужны такие последствия, особенно с учетом только что случившихся беспорядков?
Другой регион – Бурятия – объясняет введение дистанта иным способом: нехваткой учителей. Педагогов предлагают заменить экранами и введением дистанционного образования. Если в ходе бездумной цифровизации окажутся ущемлены семьи мобилизованных –– а ведь Бурятия, как мы знаем, активно пополняет ряды воюющих в СВО (причем хорошо воюющих) – как повернутся события?
Дефицит учителей зафиксирован во многих российских регионах. Согласно недавнему опросу, из принявших участие в исследовании 40 регионов, 88% заявили о нехватке учителей математики. Опрос выявил нехватку учителей и по многим другим предметам.
Так что Дагестан и Бурятия – это лишь первые ласточки, процесс будет повсеместным.
В эту же логику тотальной цифровизации вписывается и внесенное недавно безумное предложение автоматизировать проверку домашних заданий. Мы в РВС получаем живую обратную связь от учителей и родителей. И мы видим, что реальное отношение граждан к происходящему в области образования сильно отличается от той картины, которую рисуют придворные социологи и чиновники в своих победных рапортах.
Родители крайне недовольны тем, что педагогов в школах нет, что учителя вынуждены преподавать сразу несколько плохо сочетаемых между собой предметов, выпутываясь тем, что включают детям видеоуроки и заставляют их вместо выполнения настоящих домашних заданий проходить тесты на цифровых платформах.
В стране на протяжении нескольких последних лет наблюдается массовый исход учителей из школ. Это результат разрушительной политики образовательных министерств.
Учителя покидают школы, поскольку возмущены низкими зарплатами, высокой цифровой бюрократизацией, низким престижем профессии и фактически ее девальвацией (а ведь большинство педагогов любят и ценят свой труд, понимают его необходимость). Многие педагоги находятся уже в предпенсионном возрасте, а новые учителя в школу идти не хотят. Ситуация с дефицитом учителей критическая.
Важнейший общественный институт – педагогический корпус России – семимильным шагами направляется в небытие. Но, как мы видим на примере Бурятии и Дагестана, никто и не собирается решать эту проблему. Вместо этого предлагается заменить учителей электронными средствами.
Однако подобное «решение» обернется большой бедой для страны, ибо цифровое экранное образование – это не образование вовсе. И приведет цифровизация к тому, что через несколько лет мы получим поколение российских граждан, не способных к интеллектуальной деятельности даже на среднем уровне. Об этом свидетельствуют множество исследований, проведенных и российскими, и западными учеными.
Пару слов о разрушительных последствиях цифровизации образования. Психиатры, психологи, нейрофизиологи давно твердят о том, что взаимодействие с цифровыми экранными устройствами (в том числе и в ходе учебного процесса) наносит серьезный вред психическому развитию детей.
Постоянное взаимодействие детей с гаджетами и компьютерами пагубным образом сказываются на скорости и качестве мыслительных процессов, разрушают внимание, подавляют развитие воображения, снижают память. У психиатров есть даже термин, описывающий подобную умственную деградацию – «цифровая деменция». Разрушительно цифра действует и на эмоциональную сферу. Компьютерная зависимость включена ООН в список психических расстройств.
Понимая это, власти некоторых стран вводят полный (настоящий!) запрет на мобильные телефоны в школах, отказываются от цифровых учебников и переходят на бумажные. В школах же, где появляются компьютеры (не для изучения информатики, а для всего образовательного процесса), немедленно снижается успеваемость.
Все перечисленные выше негативные последствия только усугубляются, если речь идет о смартфоне.
Еще одним крайне опасным явлением, запущенным цифровизацией, стал массовый сбор персональных данных. На детей в школах собирают полноценные досье. В некоторых регионах, например, в Пермском крае, создаются системы, в которые вносятся данные о психологических особенностях детей, собирается информация об их родителях, о благосостоянии семьи и семейных отношениях. Похожая система разработана и в Москве.
Учитывая, что сведения могут попасть в руки враждебных государству структур и иностранных спецслужб, подобная деятельность образовательных учреждений серьезно угрожает безопасности страны.
В 2016 году Президент Владимир Путин наложил вето на принятый парламентом законопроект о создании федеральной и региональных информационных систем «Контингент обучающихся», разработанный правительством и посвященный массовому сбору данных на детей. Теперь же сбор данных начат с новой силой, а сам объем собираемых данных только расширился.
Все вышеперечисленное явно свидетельствует о том, что проводимая цифровизация образования несет в себе угрозу государственной безопасности. Россия находится на пороге полного обрушения системы школьного образования. И это особенно опасно, учитывая, что страна оказалась в ситуации жесткого военного противостояния со всем западным миром, и ее выживание напрямую зависит от способности эффективно технологически развиваться.
Надеяться, что промышленность и науку страны спасет узкий круг интеллектуалов, которых будут воспитывать в спецшколах и спецвузах, нельзя. Без массовой подпитки снизу этот узкий круг быстро растает. И его в любом случае будет недостаточно, чтобы выстоять в жестокой технологической гонке государств. Без хорошо образованного народа Россия эту гонку проиграет и, в конечном итоге, будет уничтожена.
Чтобы не допустить этого,
1. Считаем, что назрела необходимость всерьез противодействовать разрушению образования. Необходимо вернуть учителей в школы. Первым делом необходимо законом регламентировать выплату им достойных зарплат.
2. Мы призываем остановить процесс тотальной цифровизации школы и вернуть процесс обучения, который давно показал свою эффективность: очные уроки с учителем в классе и с запретом на пользования гаджетами в школьном здании, выполнение домашних заданий без использования экранных средств. Мы понимаем, как велик соблазн применить цифровые технологии в образовательном процессе, и потому считаем необходимым защитить детей от опасного цифрового пространства именно законодательно.
3. В одном письме невозможно изложить все опасности, связанные с внедрением «цифры» в образовательный процесс. Они серьезны и требуют серьезного обсуждения. Предлагаем Вам провести конференцию, на которой бы выступили педагоги, эксперты и родительская общественность, а также юристы, поскольку законодательные инициативы типа последней, с «маленькой» оговоркой насчет «случаев, предусмотренных образовательной программой» –– сводят на нет все усилия специалистов, и, не разобравшись с этой важнейшей проблематикой, мы потеряем наших детей и будущее страны.
4. По результатам такой конференции надо разработать законопроект, в котором будут учтены реальные потребности современного образования. Понашему глубокому убеждению, законопроект № 470837-8 необходимо отвергнуть как не отвечающий реальным потребностям школы, не способный помочь учителям и содержащий подрывные для нашего образования и государства инициативы.
Сфера образования является стратегической! От нее напрямую зависит будущее государства. Призываем Вас, Вячеслав Викторович, обратить внимание на опасные и разрушительные процессы, запущенные сейчас в образовании, и предпринять срочные меры для исправления негативной ситуации.
Председатель ОООЗС «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) М.Р.Мамиконьян