03.04.2024
<-назад в раздел
Как жить, когда рушится мир?
Третьего апреля Церковь совершает память великого Русского святого – преподобного Серафима Вырицкого (1866–1949). Ему выпало жить в эпоху страшного крушения многовековых устоев Государства Российского и Православной Церкви. На годы его жизни пришлось шесть кровопролитных войн, две революции, голодомор, гонения за веру и массовый террор против народа. Миллионы людей оказались сбиты с привычного жизненного круга, и в этот бурлящий водоворот людского горя Промыслом Божиим был послан яркий светильник веры и благочестия – прозорливый старец иеросхимонах Серафим Вырицкий.
Во время Великой Отечественной войны он, будучи тяжело больным, повторил подвиг своего небесного покровителя – преподобного Серафима Саровского, тысячу дней простояв на камне и вознося молитвы о спасении России от врага. Не зря бытует в народе пословица – молитвой праведника держится мир. Истинность этих слов подтверждает вся жизнь благодатного старца Серафима Вырицкого.
«ИТАК, НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ, ЧТО НАМ ЕСТЬ»
Сегодня мы тоже переживаем нелегкие времена. По рукам и ногам вяжут нас пандемии лжи и социальные пороки, долги и болезни, безработица и обнищание. Обратимся за поддержкой к духовному наследию отца Серафима. Он, достойно переживший несравнимо более трудные времена, дает нам мудрые советы и добрые наставления.
Вот удивительный пример. После революции 1917 года, в лихую голодную годину блестящий петербургский купец-миллионер Василий Муравьев (будущий отец Серафим) раздал все, что имел. Деньги, имущество, вещи – все! Да и потом, живя в монастыре и в Вырице, продолжал раздавать все, что ему приносили. Почему же все? Ведь у него была супруга, внучка, что-то требовалось и сыну, и другим внукам, и правнуки уже появились. А он раздавал – свободной, щедрой, радостной рукой. Как истинно верующий человек, он точно знал: Господь забирает не последнее, и от настоящего голода Он убережет каждого, кто придет к Нему с верой и любовью.
В Нагорной проповеди Господь Христос говорит людям: Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? потому что… Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31–33).
Многовековой христианский опыт убедительно свидетельствует: это непреложная истина. Оторвав взгляд от земли и устремив на небо, мы всегда оказываемся в выигрыше. Ибо все нужное нам подается тогда из рук Подателя всех благ земных и небесных. Конечно, это не значит, что можно не работать, а только уповать на Бога. Труд для человека обязателен, но, поставив на первое место в жизни заповеди Христа, мы получим все необходимое как бы в придачу.
Мать-Церковь учит нас: в кризисное время надо взять на себя три подвига: глубокой веры, горячей молитвы и очищения души от грехов и страстей. Так что самое правильное сегодня – оторваться от земли.
ОТДАЙ ПОСЛЕДНИЙ РУБЛЬ
Близкие много раз слышали от отца Серафима такие слова: «Если у вас в кошельке есть рубль, раздайте его неимущим. Себе оставьте копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги. Давайте легко, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас. Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь».
Вот рецепт доброго благополучия для нас с вами. Пусть он кому-то покажется парадоксальным, но он истинный! Господь дает нам деньги не для того, чтобы мы яростно удовлетворяли свои многообразные растущие потребности, но для того, чтобы, покрыв насущные нужды своей семьи, помогали другим.
Преподобный старец Серафим так и делал – в его вырицком доме от всех людских приношений не оставалось ничего сверх строго насущного. Причем он несказанно радовался, отдавая последнее! У него никогда ничего не залеживалось. Вещи, принесенные в дар, продукты, деньги – все тут же расходилось по рукам прибывших паломников. В Вырице его окружала одна и та же скромная обстановка: небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узкая железная кровать. Одет он был в один и тот же ватный подрясник. Ему так мало надо было для земной жизни.
Тут, возможно, прозвучит чейто вопрос: а как же собственность? Ведь сегодня нас усиленно учат заботиться о ней, преумножать, охранять, выставлять напоказ. Разве плохо иметь свое небольшое имущество? Разумеется, нет, но на любом этапе духовного становления человека есть общее правило: если борьба за собственность не расчеловечивает тебя, значит, ты духовно силен и можешь ею владеть.
Но гораздо чаще бывает иначе: лишняя соломинка может переломить горб верблюду. По слову святителя Иоанна Златоуста, «как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу». Вот в чем опасность и ловушка для многих современников.
Вспомним формулу советского коммунизма: «То, что было твоим, отныне будет моим». Иная формула у христианства: «Что было моим, пусть станет твоим!», «деньги мои, идите прочь от меня – к бедным и нуждающимся». Раздавать, дарить, благотворить – вот верный путь иметь все необходимое из рук Самого Господа.
«МЕЧ ДУХОВНЫЙ»
«Молиться надо всегда и везде», – часто говорил своим духовным чадам батюшка Серафим. А как молиться? Сегодня миллионы людей живут суетной светской жизнью и понятия не имеют, что такое молитва. Послушаем, как отец Серафим учил обращаться ко Господу во дни скорби:
– Особенно сильна молитва близких. Молитва матери, молитва друга имеют великую силу. Обязательно молитесь за врагов. Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, кому не вернули долг. Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь так: «Предаю, Господи, себя, своих детей и всех близких в Твою святую волю». И за все, за все, даже за тяжкие скорби, благодарите Господа и Пресвятую Богородицу.
В самые трудные времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Сначала это будет просто частое призывание имени Сына Божия, а потом постепенное восхождение к молитве непрестанной. Такая молитва есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех.
Сам преподобный батюшка Серафим молился непрестанно. Теперь очередь за нами. Ибо если не мы, то кто вымолит наших детей и родителей и всю нашу страну Российскую? Кроме нас – некому...
Источник:http://www.pkrest.ru/247/247-7.html