31.03.2024
<-назад в раздел
«Да властвую, как указал Всевышний»
В этом году исполняется 440 лет со дня отшествия ко Господу первого Русского Царя – Иоанна Васильевича Грозного. Нам есть за что его чтить и помнить. Он прожил недолгую жизнь, всего 53 года, но за 37 лет правления основал на Руси более 150(!) городов и крепостей.
В их числе – Курск, Белгород, Липецк, Архангельск и др. А общий прирост территории страны составил 90%, с 2,8 до 5,4 млн. кв. км. Таким образом, Русь в XVI веке стала больше всех государств Европы, вместе взятых.
Три года назад в Орле открыли замечательный памятник Ивану Грозному, и губернатор Вадим Потомский на церемонии открытия сказал: «Я не историк, но считаю, что Иван Грозный – великий государь и собиратель Русских земель. Он сохранил для нас Православную веру и никому не позволил посягать на нашу территорию. Это он на подступах к столице основал наш город, тогда еще малую крепость Орел. И сегодня установка монумента – это дань памяти великому Царю и воину».
…В мистическом смысле тот памятник в Орле знаменовал собой поворот общественных умонастроений в России к более глубокому осмыслению истории и еще одну попытку очистить имя Царя от вековых наслоений клеветы. Ведь с давних времен стало считаться признаком хорошего тона мазать черной краской эпоху Ивана Грозного, говорить о «дикости» и «пролитых реках крови». К сожалению, этими штампами по сей день пользуются многие общественные деятели, учителя, авторы учебников, библиотекари, экскурсоводы. Но правда рвется наружу! В фундаментальном труде доктора церковной истории, митрополита Иоанна (Снычева) «Русская симфония» приведены совершенно иные свидетельства о той эпохе. Обратимся и мы к этому верному источнику.
…Царствование Иоанна Васильевича протекало бурно. Он вступил на престол после смерти отца, будучи 3-х лет от роду, но реальной властительницей Руси стала его мать Елена Глинская и партия приближенных бояр. Каждый из них тянул на себя, ставя свои интересы выше общенародных нужд. Казну разворовывали, при дворе шли интриги, порядка в стране не было.
Когда Иоанну было 8 лет, мать отравили, ребенок осиротел. Его единственным другом и наставником стал московский митрополит Макарий (1482–1563). Он любил Иоанна как сына и воспитал его богобоязненным православным правителем.
В 1547 году сгорела Москва, затем последовал всенародный мятеж. Эти события потрясли 16-летнего Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Русь, он увидел мановение десницы Божией, карающей народ за грехи и неисправности. Страшный пожар почти совпал по времени с его венчанием на Царство, которое состоялось 29 января 1547 года в Успенском соборе Москвы. Митрополит возложил на юного государя Царские регалии, совершил Таинство Миропомазания и громогласно произнес молитвы, чтобы «Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных».
С тех пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, а Московское Великое княжество – Российским Царством. Иван Грозный стал защитником всех Русских земель: Великой, Белой, Малой, Червонной и Черной Руси, главным хранителем Православной веры на земле. В Таинстве венчания на Царство ему открылась глубина его связи с народом и тяжесть ответственности перед Богом за вверенную державу. Именно это осознание всегда, до самой смерти, руководило его личными поступками и государственными делами.
Он с ревностью приступил к своему служению: мятежное господство бояр рушилось, уступая место царскому единовластию. Он ввел в действие новый Судебник, созвал подряд несколько церковных соборов, причем сам лично составлял список вопросов, требовавших решения. В 1552 году он успешно провел поход против казанских татар, освободил тысячи христианских пленников и укрепил безопасность восточных рубежей. Спустя четыре года Русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их военной мощи. Затем Царь обратил взор на запад, решив вернуть древние славянские земли и лишить Ватикан плацдарма для духовной и военной агрессии против Руси.
Вот как рисует Н.М. Карамзин его портрет в ту пору: «И россияне, и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают 30-летнего венценосца как пример монархов благочестивых, мудрых, ревностных ко славе государства. Обычай Иоанна есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: “Да властвую, как Всевышний указал властвовать Своим истинным Помазанникам!” Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной. Ласковый к вельможам и народу, щедростию искореняя бедность, а зло – примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного Суда услышать глас милости: “Ты еси Царь правды!” Он имеет многих врагов, но смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются Русского имени.
В отношении к подданным он удивительно снисходителен и приветлив, часто дает им обеды во дворце. И нет народа в Европе, более россиян преданного своему государю, коего они равно и страшатся, и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решает, не веселится ни звериною ловлею, ни музыкой, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как истреблять врагов России!»
Одну за другой он переживал тяжелейшие измены самых близких и доверенных людей. Его предали первые помощники Сильвестр и Адашев. Князь Дмитрий Вишневицкий, воевода юга России, перебежал к королю Сигизмунду. Князь Андрей Курбский, друг Царя, тайно ночью, оставив жену и 9-летнего сына, ушел к литовцам и стал во главе их отрядов в войне с собственным народом!
Мягкий и незлобивый по природе, Царь Иоанн страдал и мучился, вынужденный применять к изменникам суровые меры: «Тело мое изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил меня. Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел – заплатили мне злом за добро, ненавистью – за любовь».
Да, Иван Грозный карал. По подсчетам историка Р.Г. Скрынникова, за 30 лет опричнины «жертвами террора» стали 3-4 тыс. человек, т.е. примерно 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это или мало, с учетом того, что разветвленные сети заговоров против Царя не отрицает ни один историк. Но Царь, сколько мог, щадил. В «Повести об Иване Грозном и купце Харитоне Белоулине» говорится, что казнено было семеро, после чего «вестник прииде от Царя, повеле всех пойманных отпустити».
Приняв на себя самую неблагодарную работу, Царь как хирург отсекал гниющие члены от здорового тела России. Народ верно понял своего Царя и свято чтил его память. Вплоть до революции 1917 года к его могиле в Кремле люди шли служить панихиды. Верили, что почитание его привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого суда...
…Великие царские труды завершили дело государственного сложения России. И сложение оказалось столь прочно: е, что и 8 лет Смуты (1605–1613), и новые измены боярские, и походы самозванцев, и католическая интервенция, и церковный раскол не смогли разрушить Русскую державу.
Источник:http://www.pkrest.ru/246/246-10.html