26.03.2024
<-назад в раздел
Как православным относиться к трагедии в «Крокусе»
Трагедия в «Крокусе», жестокое убийство террористами более сотен людей, посетителей концерта, ожидаемо вызвало негодование и осуждение во всём обществе. С осуждением теракта выступил Святейший Патриарх Кирилл, а в воскресенье в праздник Торжества Православия во всех храмах Русской Православной Церкви молились об упокоении невинно убиенных жертв теракта.
Впрочем, трагедия вызвала и некоторую полемику в соцсетях, месенджерах и в сетевых православных ресурсах, в ходе которой с противоположными оценками высказались даже некоторые известные священники.
Контекст полемики понятен и он связан с обстоятельствами времени и места произошедшей трагедии. Шла первая, самая строгая наряду с последней седмицей, неделя Великого поста, а тут люди отправились на концерт развлечься. Православных, мол, там не было, не должно было быть. Хотя среди погибших были и те, кто пришёл не на концерт, а на работу, к примеру, или забирать детей, занимавшихся в здании на секциях…
Помимо того, что идёт Специальная военная операция, на фронте гибнут воины, в Белгороде гибнут мирные жители, в том числе и дети (на что обратил внимание в своей реплике известный русский писатель Василий Дворцов, которого ныне некоторые ретивые борцы за толерантность даже призывают привлечь к уголовной ответственности), а тут проходит увеселительное мероприятие в крупном подмосковном центре. Кстати, билеты на концерт довольно дорогие.
Причём, как обращали внимание сторонники такой ригористической точки зрения, концерт был рок-группы «Пикник», творчество которой, несмотря на поддержку Специальной военной операции её руководителем Эдмундом Шклярским, у православных вызывает закономерное отторжение, поскольку в символике и творчестве «Пикника» много оккультного, эзотерического, а порой и сатанинского.
Всё это наложило отпечаток на эмоциональную реакцию, в том числе и наших читателей. К нам в редакцию приходило много эмоциональных откликов, реплик насчёт того, что теракт произошёл во время Великого поста, что это наказание людям, которые решили развлечься и т.д. Известны случаи негативной оценки тех, кто оказался в этот день в «Крокусе» и со стороны некоторых священнослужителей.
Однако такую, порой чрезмерно ригористическую позицию критиковали многие, в том числе и священнослужители, призывавшие к сочувствию, «плакать с плачущими». Словом, оценки среди православных разделились. Причём, у каждой стороны есть своя правда.
И тут хотелось бы обратить внимание на оценку духовно опытных священников, которые совершенно справедливо призывали обращать внимание не на грехи людей, которые пошли в Великий пост на концерт сомнительной рок-группы, а на своё духовное состояние. В этом смысле совершенно справедливо нам напоминали Евангельскую историю, когда Господь реагировал на подобного рода случаи, происходившие в Его времена.
Речь идёт о галилеянах, которых жестоко были убиты Понтием Пилатом, что кровь их была смешена с кровью жертвенных животных. При этом Спаситель напомнил своим ученикам историю и о Силоамской башне: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1-5).
Слова Спасителя – нам пример, как нужно православным относиться к трагедии в «Крокусе» и иных подобных ситуациях. Надо обратиться к себе, подумать о своих грехах, о том, как «близко ходим».
Трагедия призывает нас к покаянию, особенно во дни печальные Великого поста. Это и есть самая правильная реакция для православных христиан на эти страшные трагедии, помимо чисто человеческого сострадания, которое нравственно здоровый человек всегда проявляет, видя страдающего человека, независимо от его вероисповедания, от того, насколько он воцерковленный православный человек.
Источник:https://ruskline.ru