Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
18.03.2024

Великий Пост. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Востани, спящий!

покаяние.jpg

Из поучительных слов Гедеона, епископа Псковского

Востани, спяй, и воскресни
от мертвых.

Ефес. 5, 14.

Слышите ли, возлюбленные, апостол Павел пробуждает нас от сна: ночь, говорит, уже проходит; уже занимается заря; все выходят уже на свои дела: а вы что же спите? Что лежите? Востани, спяй, и воскресни от мертвых! Но знаете ли, братие, о каком тут сне говорит апостол Павел? Не о телесном сне говорит он, а о духовном, о том сне, в котором иногда проводит человек всю жизнь, однако, же этого не чувствует. Таким сном многие, очень многие спят, но и не подозревают того, что спят. Этот сон — не что иное, как нерадение о спасении души. Как спящий человек не рассуждает о настоящем, не вспоминает прошедшего, не спрашивает о будущем, так и нерадящий о своем спасении грешник совсем не помышляет ни о Том, Кто создал его, ни о том, для чего он создан, что с ним происходит теперь и что с ним будет по смерти. Говори спящему что хочешь - он не слышит, говори нерадивому грешнику, как хочешь, о спасении души - он не почувствует. Пусть проповедуют, например, сами небеса, что есть Бог - он не почувствует. Пусть гремит Священное Писание, что всем нам явитися подобает пред судищем Христовым - он не почувствует. Пусть взывает сама совесть, что неложно уготовано для грешников страшное мучение, а для праведных - несказанный покой и наслаждение, - он не почувствует. Кратко сказать: пусть все пророки и апостолы, все патриархи и учители, наконец, пусть Сам Христос придет с ними и вострубит в уши нерадивому грешнику громкой трубой, что душа у него одна, и она вечная, что надо бояться, как бы не потерят ее совсем - ему все это ни по чем, он и уха не приклонит на такие увещевания, но, услаждаясь своими мечтами, будет говорить душе своей, как евангельский богач: душе,..., почивай, яждъ, пий и вёселися (Лк. 12,19). Подумайте же теперь, братие мои, как опасен такой сон для человека. Если бы какой ленивый воин заснул во время сражения, когда свистят пули над его головой: он легко погубил бы себя. Но что же такое жизнь человеческая, как не война? Конечно война, да еще с каким сильным врагом! Нестъ наша брань к плоти и крови, говорит Апостол, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6,12). О, поистине это брань жестока и многотрудна! И против плоти и крови устоять трудно, а против бесплотного, да притом еще злобного духа, - как стоишь? Утрудится ли когда дух? Перестанет ли нападать злоба? Трезвитеся, говорит святой апостол Петр, и бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Как же можно спать грешнику в такой опасности? Я сравнил бы такой сон со сном Сисары, который убегая с поля брани, заснул спокойно в палатке Иаили, а та, не теряя времени, насквозь пронзила его голову колом. Но сон грешника еще опаснее, потому что диавол пронзает не тело только, но и душу. Впрочем, если бы у нас и не было такого страшного врага, если бы наша жизнь была не брань, а только мир и тишина - и тогда можно ли нам спать беспечно? Спит ли земледелец в то время, когда должно ему сеять? А что такое наша жизнь, как не время сеяния духовных плодов на целую вечность? Ныне, говорит святой апостол Павел, время благоприятно, ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). А если мы проспим это время, то воротится ли оно когда-нибудь к нам? Никогда. Потому-то и говорит Евангелие: делати подобает дела Божии, дондеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. 9,4). И Апостол говорит: блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время (Ефес. 5, 15-16). Покупать можно что-нибудь, пока есть торг, а когда расходятся продавцы, то и купить уже ничего нельзя. Так и человек, пока живет на земле, то у него есть время, а когда умрет, то не достанет ему времени ни на что. О если бы осужденные в аде могли купить себе времени хотя бы только один час! Что бы пожалели они отдать за этот час? Как же не жаль человеку такое сокровище - время - терять во сне? Мы находимся в том же состоянии, в каком находились рабы, ожидавшие господина своего. А знаем ли мы, когда придет к нам Господин наш? Нет; в онъже час не жните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 44), - так Он Сам о Себе говорит во святом Евангелии, а равно и в Апокалипсисе: се гряду, яко тать; блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его (Апок. 16, 15). Можно ли нам в такое время спать? Задремали некогда юродивые девы, вышедшие навстречу жениху, и не заметили, как погасли их светильники, а между тем послышался крик: исходите в сретение жениху (Мф. 25, 6). Мы знаем, что сталось с ними тогда; как бы и нам не пострадать также, если и нас застанет последний час спящими? Не затворилась бы и пред нами дверь небесная! Не услышать бы и нам из уст Жениха Небесного этого грозного слова: не вем вас! (Мф. 25, 12). Вот почему так часто повторяет Христос Спаситель в Евангелии: бдите, бдите! - Знаю, что многие в сердцах своих на это отвечают: можно и подремать, Христос не скоро придет еще на суд. О Боже милосердый! Вот какое у нас рассуждение! Ты говоришь: се гряду скоро, и мзда Моя со Мною (Апок. 22, 12); а мы, напротив, толкуем, что еще не скоро... Но пусть так, пусть замедлит пришествием Своим Праведный Судия; однако же, если не Он к нам, то мы к Нему всенепременно пойдем. Еще, говорим, не пришло время. Но будет ли Бог ожидать, пока мы скажем: теперь пора? В книгах Ездры говорится о юноше, который лишь только вошел в чертог брачный, пал и умер. Была ли ему пора умирать тогда? Казалось бы, тогда была пора всем, смотря на него, веселиться, а не плакать; но видите, Бог рассуждает не по-нашему. Думал ли умирать и евангельский богач? Он приказал было себе новые житницы строить, а не могилу копать; ему хотелось бы еще попить и поесть, а не в землю закапываться и быть богатой пищей для червей. Но не так сделалось, не пришлось ему исполнить своих намерений: в ту же самую ночь, когда он, утешая себя, говорил: душе! Имаши многа блага, лежаща на лета многа, почивай, яждъ, пий, веселися (Лк. 12,19), - в сие самое время Бог потребовал его душу на суд: безумне! В сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк. 12, 20). Вот, видите, братие, Бог не дожидается нашей поры; когда Ему угодно, никого не спрашивая, берет нас из этой столь любезной нам жизни. Значит, нужно быть готовым к тому на всякий час. Не обнадеживай себя: «Бог милосерд, успею покаяться». Блаженный Августин говорит: «Бог обещал тебе, о грешниче, что когда ты покаешься, Он не вспомянет грехов твоих; но что ты доживешь до завтрашнего дня, этого Он тебе никогда не обещал». Вот почему, братие мои, божественный Павел не позволяет нам беспечно спать, но повелевает скорее вставать от греховного ложа: востани, говорит, спяй, и воскресни от мертвых. И горе всем нам будет, если мы заблаговременно не пробудимся от этого греховного сна, в котором мы находимся чуть ли не с самых младенческих пелен. - Итак, возлюбленные, пока не разверзлись над нами небеса, пока не возгремела еще труба Архангела, пока не поставились еще престолы и не разгнулись книги на осуждение наше, виденные некогда пророком Даниилом, востанем с одра лености нашей, востанем как можно скорее, чтобы быть готовыми встретить Праведного Судию и предстать Его нелицеприятному судищу. Встанем и запечатлеем на скрижалях сердца нашего те евангельские слова: аще бы ведал владыка дому в кую стажу татъ приидет, бдел убо бы, и не дал бы покопати храма своего: и вы убо будите готови, яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 43-44).


Публикуется по изданию "СЛУЖБЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА." - М.: Даниловский благовестник, 2003. - 256 с.

<-назад в раздел

Русский календарь