27.02.2024
<-назад в раздел
Поучение: Обычай прибегать в известных случаях с молитвою к определенным святым имеет для себя законное основание
![поучение27.jpg поучение27.jpg](/upload/medialibrary/f2a/f2ad4f097813f8e698725c6ce2910820.jpg)
I. Преп. Марон, пустынник сирийский, память коего совершается ныне, подвизался близ города Кира, лежавшего на два дня пути от Антиохии. Местом для своих подвигов он избрал вершину одной горы, в старину чтившейся язычниками. Сделав это место идольских жертвоприношений местом служения Богу, он подвизался в небольшой хижине, в которой редко, впрочем, бывал, почти всегда оставаясь под открытым небом. Для умерщвления плоти он поднимал тяжкие телесные труды. Бог послал ему дар молитвою и благословением врачевать различные, не только телесные, но и душевные недуги и болезни. Он исцелял больных горячкой, исступленных, одержимых бесом. Он врачевал души от недугов любостяжания, гнева, невоздержания и беспечности, внушал смиренномудрие гордым и справедливость неправедным. – После краткой болезни он с миром отошел к вечной жизни, около 370 года. Жители одного ближняго селения взяли св. мощи его и положили в своем храме, на благословение своему селению.
Наши предки молились преп. Марону об исцелении от лихорадки.
II. Братие! Многие из христиан веруют, что в некоторых случаях может испросить им у Бога особую помощь только известный святой. Например, чтобы избавиться от зубной боли, молятся священномученику Антипе; чтобы сохранить скот от падежа ищут помощи у мучеников Флора и Лавра, великомученика Георгия и священномученика Власия; чтобы получить помощь у Господа в случившихся бедствиях и затруднениях земной жизни, просят молитвенного ходатайства у св. мученика Трифона; об отыскании покраденных вещей прибегают к мученику Иоанну – воину и т. д.
а) В этой вере в особую помощь в известных случаях того или другого святого – ничего предосудительного нет. Ибо если они веруют, то конечно и с особым с своей стороны усердием и любовию прибегают к тому или другому святому, а в усердии и любви к святым, кроме хорошаго, ничего другого видеть нельзя; а с другой стороны права вера подобных людей и потому, что благодатная деятельность святых иногда получает как бы некое определенное направление. – Если спросим о сем апостола Павла, то можем иметь следующий ответ: вся сия – подаяние благодатных дарований, определение их рода, степени, силы, вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет (1Кор. XII, 11).
Впрочем, как Дух Божий, по безпредельной благости готовый дать всякому человеку всякое благодатное дарование, действительно раздает дарования сообразно с законом правды, – достойным, и, сообразно с законом премудрости, – способным употребить оные для благих целей: то можно полагать, что вышнее определение рода, степени, силы, пространства благодатных дарований, низпосылаемых верующему человеку, бывает по некоему применению к роду, степени, силе, пространству его свободных духовных расположений, и его подвигов и добродетелей. Нечто подобное сей мысли находим у апостола Павла, когда он о подвигах Самого Иисуса Христа говорит: в немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. II. 18).
Кто с верою и любовию к Богу и Его закону, с надеждою благодатной помощи Божией, твердо стоял против искушения и действительно приял благодатную помощь к отражению онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели, и действительно приял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель; кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно приял благодатную помощь победоносно прейти поприще неповинного страдания: тот может, и другим искушаемым и подвизающимся помощи; или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом вселяется в него сила Христова (2Кор. XII. 9), и действует не только в нем, но и чрез него; и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге, и тем ревностнее ищет им помощи, и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом, предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг.
б) Такое применительное направление благотворной силы святых можно усматривать на опыте в житиях их.
У преподобного Даниила Скитского просил помощи некто, тяжко боримый искушением, восставшим против его целомудрия. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды молиться при ее предстательстве. И когда повеленное было исполнено: искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно чрез сию мученицу? – Потому, что она в жизни прошла чрез тяжкое искушение против ее целомудрия и мученически умерла за сохранение целомудрия.
В житии священномученика Власия, память коего св. церковь совершает 11-го февраля, передается следующий случай.
У некоторой женщины был единственный сын. Однажды, когда он ел рыбу, рыбная кость остановилась в его горле, и так как, при всех усилиях, вынуть ее оказалось невозможным, то отрок стал невыразимо страдать, лишился голоса и был близким к смерти. Мать взяла его полумертваго, отнесла к св. Власию, положила к ногам его и, рассказавши, что с ними случилось, со слезами начала умолять о помощи. «Помилуй сына моего, вопияла она, раб Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо сей сын мой есть единственныи!» Власий внял мольбам ея, положил руку на уста отроку и, возведши очи свои к небу, стал молиться так: «о, Господи, помогающий всем усердно прибегающим к Тебе! Услыши мою молитву: Твоею невидимою силою исторгни кость из горла отрока сего и исцели его. И еще сделай так, что если что подобное случится с людьми или со скотом, то тем из людей, которые при этом скажут: Боже, молитвами раба Твоего Власия помоги, тем Ты, Господи, ускори на помощь, и подай исцеление в славу и честь святого Твоего имени!» После молитвы святого отрок стал совершенно здоровым, стал громогласно славить Господа, и святый Власий отдал его матери («Чет.-Мин.а 11-го февраля).
III. Из этого ясно открывается, что св. великомуч. Власий испросил себе у Бога еще при жизни особый дар исцелений. А если испросил, то почему же и верующим в него не обращаться с особою верою и усердием за известною помощию именно к нему и др. святым? Аминь. (Сост. Г. Д. по проп. Филарета, митр. моск., т. V, с дополн. из др. источн.).
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам. Сост. свящ. магистр Григорий Дьяченко