04.02.2024
<-назад в раздел
Не бойся быть русским и православным
С протоиереем Алексием Успенским, священником храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади, мы не встречались много лет. И вот теперь при встрече наш главный вопрос к отцу Алексию был таков: «Как вы оцениваете прошедшее десятилетие? Что изменилось за это время в России, в Церкви, в русском сообществе? И изменилось ли что-нибудь?»
— О да! Есть много такого, что за последние 10 лет потрясло как православное сообщество, так, собственно, и весь мир. Что касается Церкви, то здесь мы видим и расколы в среде православной ойкумены, и разделение на почве богослужебных практик, связанных с ковидом, и, конечно, различие мнений по поводу начала военных действий на Украине.
К сожалению, нельзя сказать, что на сегодняшний день (в который, по слову косноязычного украинского политика, «могут смотреть не только лишь все») данные вызовы преодолены. Нет, это раны на теле Церкви, и они кровоточат. Нам это больно, но следует помнить, что земная Церковь не зря названа воинствующей, а на поле брани ранения и потери — обычное дело. Обычное, — если только они не вызваны предательством.
Потери необходимо восполнять, раны — врачевать… И кроме этого, конечно, воевать: видеть врага, вскрывать его планы, разрабатывать стратегию наших ответных действий, изобретать тактику, действовать с опережением. В этом отношении у Церкви был накоплен огромный опыт. Возникает вопрос: насколько этот опыт сегодня востребован, насколько мы готовы к принятию вызовов, перед которыми сегодня вынуждены стоять? Достаточно ли в этих условиях молиться себе потихонечку, поститься в меру сил, хранить мир церковный, — а там, глядишь, кривая и вывезет?
История Церкви и сама реальность говорят нам, что не вывезет. Вопиющий пример тому нам подан на блюдечке с голубой (чтобы не сказать — жовто-блакитной) каёмочкой. А именно: пример церковной политики постоянного отступления, реализованный Украинской Православной Церковью. Она долго пыталась мириться с тем, что происходит у них в стране: мирилась с бандеровщиной, мирилась с русофобией, мирилась с майданным переворотом и его лидерами, отступала, отступала и отступала… Получила раскол, войну, массовый исход населения и статус чуть ли не государственных преступников.
Есть другой, более давний, но схожий пример. Русские архиереи-февралисты в 1917 году мирились с революцией, её преступными лидерами, мирились с незаконным арестом и удержанием под стражей Царской семьи, мирились с разрушением основ государственности нашей воюющей Родины и получили — военное поражение, ещё одну войну, теперь Гражданскую, расколы церковные и статус государственных преступников уже при большевиках.
Приведу одну цитату: «Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста, и непротивление ему вольное или невольное — это ложное и небогоугодное послушание и покорность, которые ведут в погибель» (свт.Филарет Московский).
Для полноты картины приведу ещё один пример, уже из новейшей истории, такого самоубийственного отступления в геостратегическом плане. Мирились с НАТО, допустили их ближе некуда, упразднив Варшавский договор, распустили союзные республики, оставив за бортом 20 млн русских, разоружились в одностороннем порядке и позволили хозяйничать врагам во всех почти сферах народного бытия. Восемь лет уговаривали незалежных самозванцев не убивать бедное население Донбасса. Очень хотели понравиться Западу. Понравились ли?
Понравиться им мы сможем только в одном случае: когда мы все будем мертвы. Со времён покорения пространств Нового Света известна расхожая поговорка колонизаторов: «Хороший индеец — мёртвый индеец». И как бы мы ни обезьянничали, как бы ни лебезили — мы всегда останемся для них индейцами. А для уничтожения индейцев в ход пойдёт всё: сталкивание лбами соседних племён, лукавое миссионерство, «огненная вода», чумные и холерные одеяла, подкуп предателей… А когда будет нужда, заговорят пушки и мушкеты. Всё это мы уже получили после поражения в холодной войне. Такова цена предательства и отступления. Наверное, хватит уже отступать?
Не очень понятно, как мы ещё живы после тридцати лет дикой вестернизации, которая сошла, подобно лавине, на почву, сжигавшуюся государственным атеизмом в предыдущие 70 лет. Но выжили — и слава Богу!
Прошедшие 10, и 30, и 70, и 100, и 1000 лет учат нас только одному: нельзя отступать там, где вера. Она — ядро нашей цивилизации. В этом ядре содержится неубиваемый иммунитет, способный победить любую заразу, надо только не стесняться им пользоваться.
Нельзя бояться быть русским православным человеком! Отступление с этой позиции, малодушное соглашательство, подлое сползание в феврализм окончательно нас погубит.
Владимир Мономах некогда крепко говаривал: «Кто чужую веру хвалит, тот свою хулит». Свт.Феофан Затворник предрекал: «Западом наказывал и накажет нас Господь».
Что это значит: быть русским православным человеком? А ничего это не значит, кроме того, что всегда значило. Иначе не было бы никакой России. Как сказано у апостола: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1Тим.5,8). У нас много есть о ком позаботиться: это наши семьи, наши приходы, наши воины… Да и все наши соотечественники.
Какая может быть любовь к Богу без любви к ближнему? А у этих ближних есть свои духовные и национальные интересы. Это наши кровные интересы — нельзя их менять на худой мир трусливого отступления. «Отступать некуда», как было сказано. Если кто-то думает, что можно будет по-прежнему плясать под дудку врага, издеваться над нашей верой и обычаями, безнаказанно грабить, обманывать, растлевать, спаивать и травить, пусть знает, что мы не намерены больше отступать. А кто отыщется предатель из своей среды, пусть тоже попробует себе уяснить, что мы больше не можем позволить себе роскошь терпеть таких выродков земли родной.
Источник:http://www.pravpiter.ru