Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
21.01.2024

Религиозное смешение делает ситуацию серьезной: Литве теперь действует Константинопольский экзархат

Прибалтика.jpg

Экзархат действует помимо Виленско-Литовской епархии РПЦ. Священник — из одной религиозной структуры, паства — из другой, а молятся все в храме, который принадлежит третьей. Как оказалось, такое возможно. По крайней мере, в Вильнюсе. Что же происходит? В канун Рождества Христова сюда прибыл иеромонах Иустин (Кивилоо) из Эстонской апостольской церкви (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. За несколько месяцев до того он узнал, что назначен экзархом в литовской столице. Общественности об этом сообщили за несколько дней до его приезда.

К встрече высокого гостя в городе не подготовились. Не было даже храма. За помощью обратились к местным католикам — те любезно предоставили для первой литургии столичный Тринопольский костел. Но нужны были еще прихожане и духовенство. С горем пополам нашлись и они — добровольцы из здешней Виленско-Литовской епархии РПЦ. Однако священнодействовать все равно нельзя.

Если оставить за скобками комичность религиозного смешения, то ситуация в прибалтийской республике очень серьезная. Налицо явное нарушение канонов. Говоря простым языком, в одной маленькой стране не может существовать двух параллельных православных структур, но Константинополь поступился духовным в угоду светскому.

Весной 2022-го пятеро виленских клириков РПЦ на фоне событий на Украине призвали пересмотреть каноническую принадлежность Литвы. Предложили перейти в юрисдикцию Фанара (район Стамбула, где находится резиденция Константинопольского патриарха). Церковный суд обвинил их в "попрании обетов", непослушании, участии в кампании по дискредитации РПЦ и собратьев. Правящий архиерей митрополит Иннокентий (Васильев) лишил смутьянов сана. Подавляющая часть верующих отрицательно относится к распространяемым ими идеям, подчеркнул он.

Однако затем Константинопольский синод восстановил всех пятерых. И пояснил: причины их наказания "проистекают вовсе не из церковных критериев", все дело в позиции клириков по поводу украинского конфликта. Руководство Виленской епархии это решение не признало. Лишение сана — не дисциплинарный, а религиозный акт. Окончательный и безповоротный. Извергнутые не подлежат восстановлению: они миряне и останутся ими, "даже если дерзнут облачиться в церковные одеяния".

Год спустя Вселенский лжепатриарх-раскольник Варфоломей навестил новоявленных подчиненных. В конце марта 2023-го состоялся его официальный визит в Литву. В ходе встречи с премьером страны Ингридой Шимоните они подписали договор о сотрудничестве. "Документ предусматривает и поощряет более тесные связи в различных областях, представляющих общий интерес. Перед нами открывается новая перспектива, а также возможность совместной работы по созданию экзархата", — заявил тогда Варфоломей.

Шимоните, в свою очередь, отметила, что для этого есть веские исторические основания. Начиная с XIII столетия, местные верующие числились в составе Киевской митрополии. Та подчинялась Константинополю. "Лишь в конце XVII века Московский патриарх, получив право рукополагать избранного Киевского митрополита, согласно "лучшим имперским традициям" решил полностью завладеть митрополией Киева, а вместе с ней и литовским православием", — заявила премьер.

В РПЦ в происходящем усмотрели попытку разрушить церковное единство. "Это логическое продолжение ранее предпринятого Фанаром вторжения на Украину, учреждение раскольнической ПЦУ, — прокомментировал советник патриарха Московского протоиерей Николай Балашов.

Интересно, что Украина — не первая страна, куда "вторгся" Константинополь. Например, в той же Эстонии, откуда приехал новый литовский экзарх, местные общины стали автономными в составе Русской церкви еще в 1920-м. Однако тогда часть клира изъявила желание перейти под омофор Фанара, который "дал добро". Ситуация изменилась в 1940-м, когда Эстония вошла в состав СССР, все общины оказались в Московском патриархате, а самоуправляемый статус отменили. Местная структура стала обычной епархией РПЦ.

После распада СССР патриарх Алексий II повторно подтвердил самостоятельность Эстонской церкви (ЭПЦ), выдав в 1994-м соответствующую грамоту. Однако спустя год Варфоломей создал ЭАПЦ, что спровоцировало конфликт. В ответ Москва разорвала каноническое общение с Константинополем. Консенсус нашли спустя несколько месяцев: договорились, что приходы сами выберут, под чьей юрисдикцией им лучше быть. В итоге Эстония живет в режиме церковного двоевластия уже более 30 лет.

В Литве стороны пока пытаются играть по правилам. Еще в июне 2022-го митрополит Иннокентий попросил Москву предоставить его духовной вотчине автономию — административную и хозяйственную самостоятельность, как, например, у канонической Украинской церкви. Но Синод РПЦ отложил это до Архиерейского собора, который в ближайшее время проводить не собираются.

Что делает ставленник Константинополя Иустин (Кивилоо)? Наращивает потенциал: "Надеюсь, что мы вышли на финишную прямую. <…> У нас уже есть устав. <…> Затем мы подадим этот документ в правительство. Надеюсь, что через месяц <…> получим регистрацию", — рассказал он в беседе с журналистами.

Теперь у него три главные задачи. Одна — умножение паствы. Первую службу отца Иустина, кроме экс-священников, посетили немногие. Вторая — культовые помещения. "В Литве, — я об этом слышал, — говорят о том, что надо отобрать русские церкви. Я категорически против. Нам надо построить собственные", — заявил экзарх. Но для этого нужны немалые средства — это третья задача.

Киволоо верит в поддержку "добрых людей", а также местных и зарубежных спонсоров. К слову, у литовских властей есть и альтернативный путь найти деньги для константинопольского экзархата. После регистрации государство начнет выделять дотации — их получает и Виленско-Литовская епархия. Соответственно, в перспективе можно будет урезать финансирование одной религиозной организации и увеличить — другой.

По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, государство вряд ли пойдет на обострение конфликта и не станет оказывать давление на литовское духовенство. "У них весьма неплохие взаимоотношения — никаких громких эксцессов и противоречий за последние годы не было. Отнять храмы у Литовской епархии довольно трудно — она владеет ими на правах собственности", — поясняет эксперт.

А главное, продолжает он, клир и паства митрополита Иннокентия четко дали понять: порывать с Москвой не намерены, но хотели бы повысить статус до "автономии". До созыва Архиерейского собора РПЦ этот вопрос повисает в воздухе. В свою очередь, и Константинополь занял выжидательную позицию — нужно понять, насколько рентабельной окажется афера с литовским экзархатом.

Источник: РИА Новости

<-назад в раздел

Русский календарь