06.11.2023
<-назад в раздел
Рассказы о силе веры истинных христиан
1. Одного благочестивого священника пригласили в один дом (в Лаодикии) окрестить родившееся дитя. Так как дитя было слишком слабо и близко к смерти, то, прежде чем священник пришел в дом и приготовил всё нужное для крещения, дитя умерло. Но, нимало не колеблясь, священник продолжал свое дело. Приготовивши всё нужное для крещения, он воззвал: «Ангел Божий, взявший душу дитяти прежде крещения! возврати ее в тело, чтобы я мог окрестить дитя, и тогда опять возьмешь ее». Произошло великое чудо веры: дитя ожило, получило крещение и опять уснуло вечным сном (Пролог).
2. Когда однажды возникли между православными христианами и еретиками (т. е. отпавшими от православной веры) великие споры и раздоры, то православные обратились за помощью к некоему блаженному Макарию. Тогда Макарий, собравши православных и еретиков, отправился с ними на кладбище и воззвал к первой встретившейся могиле: «Скажи нам, умерший, погребенный в этой могиле: чья вера истинная – православная или еретическая?» И что же? Умерший дал ответ, назвавши истинною верою православную. Таким образом еретики были посрамлены, а православные восторжествовали.
3. На требование поклониться богам, св. священномученик Власий отвечал своему мучителю: «Мучь тело мое, как хочешь, в твоей власти это, над душою же моею властен Бог».
– А если я брошу тебя в озеро, спасет ли тебя твой Христос? – спросил мучитель.
– Я верю и надеюсь, – отвечал исповедник, – что И. Христос, Бог мой, окажет мне Свою дивную помощь и на водах.
Правитель велел бросить св. Власия в озеро. Но он пошел по воде, как по суше. Дошедши до средины озера, он сказал стоявшим на берегу воинам: «Покажите теперь и вы силу богов своих и идите сюда». 68 воинов призвали своих богов и бросились в озеро, но все потонули. Считая виновником их смерти Власия, правитель приказал усекнуть его мечем («Чет.-Мин.» февр. 11).
4. Один добродетельный друг святого Спиридона, епископа Тримифунтского, оклеветанный перед судьею, был невинно заключен в темницу и осужден на смерть. Узнав об этом, святитель немедленно пошел для избавления его от неповинной смерти. Надлежало ему переходить через поток, который в это время, по случаю наводнения, выступил из берегов своих и преградил ему путь. Но св. угодник Божий, приведя себе на память, как Иисус Навин с ковчегом завета перешел по сухому дну Иордана во время его половодия, и веруя, что всемогущий Бог всегда один и тот же, обратился к потоку и, как слуге, сказал ему: «Общий нам Владыка повелевает тебе: остановись, чтобы мне пройти и невинного человека избавить от смерти». При этих словах поток вдруг остановился, сдерживая стремление вод своих, и открыл сухой путь не только святому Спиридону, но и спутникам его, которые, опередив святителя, дали знать судье о пришествии его и рассказали чудо, совершенное им на пути. Судья немедленно освободил невинно-осужденного и отдал его в руки святого чудотворца (из «Четьи-Минеи»).
5. Св. Тихон Амафунтский в молодости своей продавал хлебы и, имея сострадательное сердце, раздавал их нищим без денег. Отец не мог этого не заметить, и потому в одно время строго наказал его за это. Св. Тихон, желая успокоить своего отца, сказал ему при сем: «Батюшка! напрасно ты на меня гневаешься, я твои хлебы трачу не попусту, а отдаю их взаймы Богу, и имею от Него в том расписку – Его Божественное слово; в слове Божием именно сказано: кто дает нищему, тот взаймы дает Богу, и сторицею от Него приимет (Притч. 19:17). Ты мне не веришь? Поди, посмотри и увидишь, как верно слово Божие!» Сказав это, Тихон взял отца за руку и повел его в житницу; отворили двери житницы – и отец увидел подтверждение слов Священного Писания: житница была наполнена самою чистою и лучшею пшеницею, хотя прежде в ней ничего не было. Отец пал на землю и возблагодарил Бога. С того времени он не стал уже запрещать своему сыну раздавать милостыню бедным.
Другое чудо, совершенное св. Тихоном, было не менее разительно. В одном саду обрезывали сухие ветви с виноградных дерев и, по обыкновению, выбрасывали их вон. Св. Тихон, собрав эти сухие ветви, разсадил их в своем огороде; при этом он попросил Бога, чтобы эти сухие ветви принялись и выросли, чтобы виноград на них был полон и красив, чтобы ягоды были сладки и здоровы, и чтобы виноград в его саду скорее всех поспевал. Как хотелось святому, так и сделалось. На другой день он вышел в огород посмотреть, что сделалось с его виноградом, и увидел на нем благословение Божие: все ветки принялись, и в то же лето принесли чрезвычайно много плодов; в других садах виноград был еще зелен, а у св. Тихона самый спелый, сладкий и здоровый. Слушая о чудесах св. Тихона, вы, конечно, заметили ту детскую простоту, с какою он верил словам святого писания, и ту детскую смелость, с какою он ожидал всего от Бога. Заметьте же и еще, что и все св. мужи, особенно чудотворцы, всегда бывают таковы, все они точно дети. Дети, нимало не размышляя, верят всему, что им скажут старшие: и святые, нимало не сомневаясь, верят всему, что говорит слово Божие. Дети всего смело ожидают от родителей: и святые всего смело ожидают от Бога (из «Ч.-М.»).
6. Св. Герман бывши еще отроком, пришел однажды в церковь пресвятой Богородицы. Увидев там изображенного на иконе Младенца И. Христа, с пренепорочною Материю Его, дитя в простоте сердца стало давать Ему яблоко, которое оно на ту пору держало в своих руках. Тогда Богоматерь, как повествуется в сказании, от образа простерла руку Свою и приняла приношение добродушного дитяти («Воск. чт.» 1863 г.).
Истинный христианин не боится испытания своей веры
Когда св. Емилиан, епископ города Требии, был схвачен язычниками и представлен правителю области Максимиану, этот последний потребовал от него отречения от христианской веры и поклонения идолам. Но Емилиан отказался поклониться идолам; тогда правитель велел бить его за это и говорил, что Бог христианский не имеет никакой силы. На это святитель сказал: «Испытай, если хочешь узнать, чья больше сила – Христова или ваших богов? Прикажи принесть кого-либо из больных, пусть твои жрецы помолятся своим богам о его исцелении; потом помолюсь и я своему Богу, и чьею силою больной встанет, тот и будет истинный Бог!» Предложение понравилось правителю и, по его приказанию, был принесен больной, имевший разслабление во всём теле. Жрецы начали молиться своим богам, чтобы они исцелили больного, – долго молились они, но ничего не вышло от их молитвы. После них стал молиться св. Емилиан, прося Господа для вразумления окружавших язычников и для прославления Своего святого имени исцелить больного; потом, подошедши к разслабленному и взяв его за руку, сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, встань и будь здоров!» Больной исцелился и стал здоров. Многие, видя это чудо, уверовали в Господа, даже сам правитель начал было склоняться к христианству; но жрецы убедили его не веровать и просили погубить святителя, говоря, что Емилиан сотворил чудо не божественною силою, но при помощи волшебства. И святому исповеднику веры после разных мучений была усечена голова («Ч.-М.» август. 18).