14.10.2023
Ныне мы празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Начало его связано с тем, что в X веке сарацины, народ сильный и воинственный, вторглись в Византию и угрожали ее столице. Цареградские жители, устрашенные близкою опасностию, обратились к Богу с молитвами о помощи и – Господь явил им ее. Когда совершалось всенощное бдение во Влахернском храме Пресвятой Богородицы, блаженный Андрей и ученик его Епифаний удостоились чудного видения.
Им представился свод храма отверстым, а в воздухе увидели они, что Матерь Божия с сонмом пророков, апостолов и других святых, коленопреклонно молится Богу о христианском мире и осеняет его честным Своим омофором. Это видение исполнило цареградских жителей радостию, одушевило их воинов мужеством и сопровождалось победою над сарацинами. В память такого события и для всегдашнего напоминания христианам о покровительстве Матери Божией, Церковь установила ежегодно праздновать в настоящий день Ее честный Покров.
Впрочем, не одно описанное видение служит основанием нашему верованию, что Пресвятая Богородица ходатайствует пред Богом о христианах и оказывает им благопотребную помощь в их нуждах; на это есть много и других доказательств. Чудотворные иконы, в разных местах чествуемые, служат явными и неумолкающими свидетелями, что Матерь Божия воистину есть сильная заступница и ходатаица наша пред Богом.
Какое же назидание из этого мы выведем для себя? К чему это должно побуждать нас?
Во-первых, мы должны всемерно чтить, величать и усерднейше благодарить Пресвятую Богородицу за Ея великие нам благодеяния. Правда, Она не имеет нужды в наших похвалах, потому что Ее воспевают ангелы, славословят все Силы Небесные. Она не потребует и благодарений наших, потому что благотворит нам единственно по любви и милосердию к роду человеческому. Но это не освобождает нас от всякой обязанности величать и благодарить Ее, великую заступницу нашу, ибо неблагодарность, тем паче пред Богом и Пречистою Материю Его, есть величайший грех.
Когда из десяти прокаженных мужей, исцеленных Иисусом Христом, один только пришел и поблагодарил Его, то Господь со скорбию сказал: «не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника» (Лк. 17, 17–18)?
Такой упрек Он сделает и нам, если мы не будем благодарить Его за те благодеяния, какие Он оказывает нам чрез Пречистую Свою Матерь, и лишит нас Своего благоволения, как людей безчувственных, не умеющих ценить Его милости, а поэтому и недостойных Ея.
Во-вторых, мы должны прибегать под покров Божией Матери во всех нуждах с твердым упованием на Ее помощь; Она, яко Матерь Божия, с большим дерзновением, нежели кто-нибудь, может приступать «к престолу благодати Божией, чтобы получить милость и благодать для благовременной помощи людям» (Евр. 4,16): ужели же "Она, Преблагословенная, не захочет ниспослать нам благодатную помощь, когда мы будем умолять Ее о ней? а Сын Божий, ужели Он не послушает возлюбленной Своей Матери, когда Она будет ходатайствовать пред Ним за нас во славу Его имени?
Находясь еще во плоти, Он чудодействовал и благотворил людям в угождение Пречистой Его Матери, как это сделал на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1–10): ужели же Он не сотворит угодного Ей, притом для блага верующих в Него, ныне, когда «Ему дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18)?
Честнейшая Херувим и несравненно славнейшая Серафим, без сомнения, есть первая раздаятельница благодати Божией; поэтому Она более, нежели другие святые, совершила и доселе делает чудные благодеяния верующим, за которые ублажают Ее во всех концах вселенной.
В-третьих, имея такую великую заступницу, как Матерь Божия, мы должны быть благодушны во всех обстоятельствах жизни и не должны унывать, какие бы несчастья ни постигли нас. Ибо безчисленные примеры свидетельствуют, что Матерь Божия избавляла христиан от разных величайших бед и часто являла им помощь Свою тогда, когда, по-видимому, нельзя было ожидать ее.
Правда, может случиться и то, что Она нескоро явится в помощь нам и допустит нас долготерпеть те несчастия, которые пошлет нам Господь. Но в этом случае мы не должны огорчаться и думать, будто Матерь Божия забыла нас и не благоволит нам; напротив, из сего мы должны заключать только то, что по премудрым планам Божиим не настало еще время избавить нас от бед, и что они нужны для какого-либо высшего блага нашего, например, для укрепления нас в христианском терпении и мужестве, для возбуждения в нас искреннего раскаяния во грехах, подвергающих нас гневу Божию, или для обращения сердца нашего к Богу, Которого мы часто забываем в счастье.
Но чтобы Матерь Божия могла предстательствовать за нас пред Богом и ходатайство Ея было действенно пред Ним, для этого мы, братия, должны быть достойны Ея покрова и милости Божией; в противном случае Она не может явить нам благодатной помощи, – не потому, чтобы не хотела оказать ее, а потому, что мы, по грехам своим, не способны принять ее и воспользоваться ею: ибо «какое общение праведности с беззаконием и света со тьмою», говорит апостол (2 Кор. 6, 14-15). И ныне, сознавая грехи свои и нужду в помощи Божией, мы с покаянием, верою и смирением будем взывать к Царице Небесной: «Владычице, помози на ны милосердовавши!»
Источник: «Избранные слова и беседы» Платона, митрополита Киевского. Киев, 1892 г.
<-назад в раздел
Матерь Божия воистину есть сильная заступница и ходатаица наша пред Богом: К чему это должно побуждать нас?
Им представился свод храма отверстым, а в воздухе увидели они, что Матерь Божия с сонмом пророков, апостолов и других святых, коленопреклонно молится Богу о христианском мире и осеняет его честным Своим омофором. Это видение исполнило цареградских жителей радостию, одушевило их воинов мужеством и сопровождалось победою над сарацинами. В память такого события и для всегдашнего напоминания христианам о покровительстве Матери Божией, Церковь установила ежегодно праздновать в настоящий день Ее честный Покров.
Впрочем, не одно описанное видение служит основанием нашему верованию, что Пресвятая Богородица ходатайствует пред Богом о христианах и оказывает им благопотребную помощь в их нуждах; на это есть много и других доказательств. Чудотворные иконы, в разных местах чествуемые, служат явными и неумолкающими свидетелями, что Матерь Божия воистину есть сильная заступница и ходатаица наша пред Богом.
Какое же назидание из этого мы выведем для себя? К чему это должно побуждать нас?
Во-первых, мы должны всемерно чтить, величать и усерднейше благодарить Пресвятую Богородицу за Ея великие нам благодеяния. Правда, Она не имеет нужды в наших похвалах, потому что Ее воспевают ангелы, славословят все Силы Небесные. Она не потребует и благодарений наших, потому что благотворит нам единственно по любви и милосердию к роду человеческому. Но это не освобождает нас от всякой обязанности величать и благодарить Ее, великую заступницу нашу, ибо неблагодарность, тем паче пред Богом и Пречистою Материю Его, есть величайший грех.
Когда из десяти прокаженных мужей, исцеленных Иисусом Христом, один только пришел и поблагодарил Его, то Господь со скорбию сказал: «не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника» (Лк. 17, 17–18)?
Такой упрек Он сделает и нам, если мы не будем благодарить Его за те благодеяния, какие Он оказывает нам чрез Пречистую Свою Матерь, и лишит нас Своего благоволения, как людей безчувственных, не умеющих ценить Его милости, а поэтому и недостойных Ея.
Во-вторых, мы должны прибегать под покров Божией Матери во всех нуждах с твердым упованием на Ее помощь; Она, яко Матерь Божия, с большим дерзновением, нежели кто-нибудь, может приступать «к престолу благодати Божией, чтобы получить милость и благодать для благовременной помощи людям» (Евр. 4,16): ужели же "Она, Преблагословенная, не захочет ниспослать нам благодатную помощь, когда мы будем умолять Ее о ней? а Сын Божий, ужели Он не послушает возлюбленной Своей Матери, когда Она будет ходатайствовать пред Ним за нас во славу Его имени?
Находясь еще во плоти, Он чудодействовал и благотворил людям в угождение Пречистой Его Матери, как это сделал на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1–10): ужели же Он не сотворит угодного Ей, притом для блага верующих в Него, ныне, когда «Ему дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18)?
Честнейшая Херувим и несравненно славнейшая Серафим, без сомнения, есть первая раздаятельница благодати Божией; поэтому Она более, нежели другие святые, совершила и доселе делает чудные благодеяния верующим, за которые ублажают Ее во всех концах вселенной.
В-третьих, имея такую великую заступницу, как Матерь Божия, мы должны быть благодушны во всех обстоятельствах жизни и не должны унывать, какие бы несчастья ни постигли нас. Ибо безчисленные примеры свидетельствуют, что Матерь Божия избавляла христиан от разных величайших бед и часто являла им помощь Свою тогда, когда, по-видимому, нельзя было ожидать ее.
Правда, может случиться и то, что Она нескоро явится в помощь нам и допустит нас долготерпеть те несчастия, которые пошлет нам Господь. Но в этом случае мы не должны огорчаться и думать, будто Матерь Божия забыла нас и не благоволит нам; напротив, из сего мы должны заключать только то, что по премудрым планам Божиим не настало еще время избавить нас от бед, и что они нужны для какого-либо высшего блага нашего, например, для укрепления нас в христианском терпении и мужестве, для возбуждения в нас искреннего раскаяния во грехах, подвергающих нас гневу Божию, или для обращения сердца нашего к Богу, Которого мы часто забываем в счастье.
Но чтобы Матерь Божия могла предстательствовать за нас пред Богом и ходатайство Ея было действенно пред Ним, для этого мы, братия, должны быть достойны Ея покрова и милости Божией; в противном случае Она не может явить нам благодатной помощи, – не потому, чтобы не хотела оказать ее, а потому, что мы, по грехам своим, не способны принять ее и воспользоваться ею: ибо «какое общение праведности с беззаконием и света со тьмою», говорит апостол (2 Кор. 6, 14-15). И ныне, сознавая грехи свои и нужду в помощи Божией, мы с покаянием, верою и смирением будем взывать к Царице Небесной: «Владычице, помози на ны милосердовавши!»
Источник: «Избранные слова и беседы» Платона, митрополита Киевского. Киев, 1892 г.