29.08.2023
Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь в Мордовии тесно связан с именем схиигумена Иеронима Санаксарского (в миру – Ивана Яковлевича Верендякина,1932-2001). В 1991 году он стал духовником этой обители и подвизался там 10 лет. Со всей России съезжался к нему народ, чтобы послушать душеполезные наставления. «В какое страшное время мы живем! Молитесь, души свои спасайте», – эти слова не раз звучали из его уст. Почему он называл наше время страшным?! Внешне жизнь в России идет своим чередом. Создаются семьи, рождаются дети, строятся дома, прилавки магазинов ломятся от товаров.
Но если посмотреть на происходящее духовным взором, что откроется? Души во всем мире почувствовали умирание, нечем им становится жить. Культура всюду только материальная; на дух – гонение. Бог сотворил этот мир, чтобы люди учились во всем искать глубокий духовный смысл и неустанно славить Творца. Но человек, неблагодарное создание, не желает учиться духовному и даже глумится над своим Создателем.
Часто батюшка повторял: «Молитва – это огромная сила. Все дается по вере. Верь Богу!» Молиться учил не торопясь, лучше вслух, вполголоса, вдумываясь в каждое слово, откладывая его в сердце. Не раз повторял: «Евангелие – это разговор с Богом, а Псалтирь – самоотчитка. В руки ее берешь – солнышко просыпается! Если Псалтирь на земле читать перестанут, то и солнышко не взойдет».
Это чтение батюшка сравнивал с лестницей в небо: каждая кафизма – как ступенька. Если пропустишь один день, убирается одна ступенька, если два, то две. А если неделю, месяц не читать? Тогда сколько ступенек уберется?! Как до самых верхних дойти?! Благословлял старец читать Неусыпаемую Псалтирь и говорил, что самая сильная молитва – ночная. С 0 часов до 2.30 открыто небо, и Сам Господь служит с ангелами. Это поистине золотое время! А с 2.30 до 5.00 – служба Божией Матери (это бронза).
Спать он благословлял 6 часов в сутки, не более и не менее. Часто приговаривал: «Сонливость и леность – путь к погибели. Не позволяй себе расслабляться, не валяйся в постели, как проснешься. Вот лежу я и слышу голос. Сладенький такой, вкрадчивый: «Полежи, Иеронимушка, полежи. Устал ведь, милый, полежи». – «Нет, – думаю, – нечего валяться! Вставай, Иероним, вставай!» Как легко становится, когда лень свою переборешь».
Учил батюшка волю укреплять: «Относись к телу как к тряпке. Это только ветхая одежда твоей безсмертной души. В источниках купайся смело. Что она, плоть? Тряпка и есть тряпка, макай ее, макай! И желаниям ее не потакай. Хочешь сладкого – ешь соленое. Хочешь соленого – ешь горькое, чтобы плоти идти наперекор».
Своих духовных чад учил батюшка чаще исследовать свою совесть: нет ли на кого обиды? «Если сердце ожесточилось, ушла из него любовь, изо всех сил старайся не озлобиться. Относись к этому человеку как к дереву, но только чтобы зла в душе не было и желания отомстить. И проси Бога, чтобы размягчилось сердце, отлегло от души, читай ежедневно покаянный канон».
Очень строго относился он к епитимьям и взыскивал с тех, кто от них отлынивал. Особое внимание обращал на поклоны: «Это же бесам поругание, а пред Богом смирение. Будто землю распахиваешь или поле пашешь. Устал? На поклоны. Голова болит? На поклоны. Спина болит? На поклоны. Ноги болят? На поклоны». И учил правильно их класть: не двумя коленями сразу на землю падать, а сначала одним, потом другим по очереди, как будто шаг вперед делаешь. И подниматься точно так же: сначала одно колено, потом другое. «Ночные поклоны особенно дорогие, поистине золотые, а один поклон в церкви приравнивается к десяти домашним».
Очень строго относился к соблюдению постов, чтобы никаких поблажек себе не давать. Учил правильно понимать истинный смысл православного поста: это сильное средство, данное нам для очищения от греха. Еще батюшка учил не сокрушаться и не обижаться, если нет возможности сделать то, что очень хочется. Так Господь нас смиряет. У одной его духовной дочери был чистый, очень сильный голос, от Бога талант. Ей так хотелось петь на клиросе, а ее туда не пускали. Плакала она, батюшке жаловалась, а он вразумил: «Разве Господь на клирос смотрит? Вот куда, на сердце твоё глядит!»
Строго наказывал он никогда не покушаться на церковное и монастырское имущество. Ни гвоздика не брать! Грех очень страшный – на церковном добре наживаться. И если по халатности твоей имуществу монастыря нанесен ущерб, долго придется отмаливать столь тяжкий грех перед Богом. Отец Иероним умел просто объяснять сложные духовные понятия: «Божественная литургия – это высочайшее Таинство, непостижимое человеческому разуму. Во время службы в православном храме вся Вселенная собирается, все святые, вся Церковь земная и небесная. И вся природа присоединяется к службе, поистине «всякое дыхание да хвалит Господа». Каким же чистым должно быть наше служение Богу!
Он глубоко видел душу каждого человека и как истинный воин Христов умел бороться за нее. Оружием ему служила молитва схимника и маслице со всех святых мест, которые он посещал. «Нет плохих людей, – говорил он, – все люди хорошие, это бесы в них плохие». И если вдруг его кто обидит, сильно сокрушался: «Это из-за меня, негодного, человек согрешил». Чтобы загладить конфликт, тут же спешил дать обидчику какой-нибудь подарок в утешение. Таков верный признак великой души христианской – от всех терпеть и всем служить.
…На земле ему было отведено всего 69 лет, но батюшка прожил жизнь так, чтобы дать нам пример, каким должен быть православный христианин. И ныне молится на небесах санаксарский старец Иероним – за всю Россию и ее обманутый народ, о том, чтобы все пришли к покаянию.
По воспоминаниям духовных чад схиигумена Иеронима Санаксарского
<-назад в раздел
Схиигумен Иероним Санаксарский: «От всех терпеть, всем служить, изо всех сил стараться не озлобиться»
Но если посмотреть на происходящее духовным взором, что откроется? Души во всем мире почувствовали умирание, нечем им становится жить. Культура всюду только материальная; на дух – гонение. Бог сотворил этот мир, чтобы люди учились во всем искать глубокий духовный смысл и неустанно славить Творца. Но человек, неблагодарное создание, не желает учиться духовному и даже глумится над своим Создателем.
Часто батюшка повторял: «Молитва – это огромная сила. Все дается по вере. Верь Богу!» Молиться учил не торопясь, лучше вслух, вполголоса, вдумываясь в каждое слово, откладывая его в сердце. Не раз повторял: «Евангелие – это разговор с Богом, а Псалтирь – самоотчитка. В руки ее берешь – солнышко просыпается! Если Псалтирь на земле читать перестанут, то и солнышко не взойдет».
Это чтение батюшка сравнивал с лестницей в небо: каждая кафизма – как ступенька. Если пропустишь один день, убирается одна ступенька, если два, то две. А если неделю, месяц не читать? Тогда сколько ступенек уберется?! Как до самых верхних дойти?! Благословлял старец читать Неусыпаемую Псалтирь и говорил, что самая сильная молитва – ночная. С 0 часов до 2.30 открыто небо, и Сам Господь служит с ангелами. Это поистине золотое время! А с 2.30 до 5.00 – служба Божией Матери (это бронза).
Спать он благословлял 6 часов в сутки, не более и не менее. Часто приговаривал: «Сонливость и леность – путь к погибели. Не позволяй себе расслабляться, не валяйся в постели, как проснешься. Вот лежу я и слышу голос. Сладенький такой, вкрадчивый: «Полежи, Иеронимушка, полежи. Устал ведь, милый, полежи». – «Нет, – думаю, – нечего валяться! Вставай, Иероним, вставай!» Как легко становится, когда лень свою переборешь».
Учил батюшка волю укреплять: «Относись к телу как к тряпке. Это только ветхая одежда твоей безсмертной души. В источниках купайся смело. Что она, плоть? Тряпка и есть тряпка, макай ее, макай! И желаниям ее не потакай. Хочешь сладкого – ешь соленое. Хочешь соленого – ешь горькое, чтобы плоти идти наперекор».
Своих духовных чад учил батюшка чаще исследовать свою совесть: нет ли на кого обиды? «Если сердце ожесточилось, ушла из него любовь, изо всех сил старайся не озлобиться. Относись к этому человеку как к дереву, но только чтобы зла в душе не было и желания отомстить. И проси Бога, чтобы размягчилось сердце, отлегло от души, читай ежедневно покаянный канон».
Очень строго относился он к епитимьям и взыскивал с тех, кто от них отлынивал. Особое внимание обращал на поклоны: «Это же бесам поругание, а пред Богом смирение. Будто землю распахиваешь или поле пашешь. Устал? На поклоны. Голова болит? На поклоны. Спина болит? На поклоны. Ноги болят? На поклоны». И учил правильно их класть: не двумя коленями сразу на землю падать, а сначала одним, потом другим по очереди, как будто шаг вперед делаешь. И подниматься точно так же: сначала одно колено, потом другое. «Ночные поклоны особенно дорогие, поистине золотые, а один поклон в церкви приравнивается к десяти домашним».
Очень строго относился к соблюдению постов, чтобы никаких поблажек себе не давать. Учил правильно понимать истинный смысл православного поста: это сильное средство, данное нам для очищения от греха. Еще батюшка учил не сокрушаться и не обижаться, если нет возможности сделать то, что очень хочется. Так Господь нас смиряет. У одной его духовной дочери был чистый, очень сильный голос, от Бога талант. Ей так хотелось петь на клиросе, а ее туда не пускали. Плакала она, батюшке жаловалась, а он вразумил: «Разве Господь на клирос смотрит? Вот куда, на сердце твоё глядит!»
Строго наказывал он никогда не покушаться на церковное и монастырское имущество. Ни гвоздика не брать! Грех очень страшный – на церковном добре наживаться. И если по халатности твоей имуществу монастыря нанесен ущерб, долго придется отмаливать столь тяжкий грех перед Богом. Отец Иероним умел просто объяснять сложные духовные понятия: «Божественная литургия – это высочайшее Таинство, непостижимое человеческому разуму. Во время службы в православном храме вся Вселенная собирается, все святые, вся Церковь земная и небесная. И вся природа присоединяется к службе, поистине «всякое дыхание да хвалит Господа». Каким же чистым должно быть наше служение Богу!
Он глубоко видел душу каждого человека и как истинный воин Христов умел бороться за нее. Оружием ему служила молитва схимника и маслице со всех святых мест, которые он посещал. «Нет плохих людей, – говорил он, – все люди хорошие, это бесы в них плохие». И если вдруг его кто обидит, сильно сокрушался: «Это из-за меня, негодного, человек согрешил». Чтобы загладить конфликт, тут же спешил дать обидчику какой-нибудь подарок в утешение. Таков верный признак великой души христианской – от всех терпеть и всем служить.
…На земле ему было отведено всего 69 лет, но батюшка прожил жизнь так, чтобы дать нам пример, каким должен быть православный христианин. И ныне молится на небесах санаксарский старец Иероним – за всю Россию и ее обманутый народ, о том, чтобы все пришли к покаянию.
По воспоминаниям духовных чад схиигумена Иеронима Санаксарского