27.08.2023
<-назад в раздел
Страшный конец гонителей Церкви
«Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс. 2, 2). То есть собрались цари земные и князья в одном месте и ополчились против Господа Бога и против Того, Кого Он помазал Пророком и Первосвященником.
Что сказал Господь гнавшему его апостолу Павлу? «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26, 14). Не противься неизбежному; не пытайся бороться с Тем, Кто все равно победит; не иди против Бога.
Сколькие яростно боролись против Церкви? Сколькие пытались потопить корабль Церкви, сколькие пытались подвергнуть сомнению истинность Евангелия, но у них этого не вышло. Ведь Сам Господь обещал, что организованные силы зла не победят и не одолеют Церковь, которая будет вечной и бессмертной, «и врата адова не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Знаете ли вы, сколько жестоких и бесчеловечных тиранов боролось с Церковью, применяя против верующих неописуемо страшные пытки? Несметное множество, с миллионами мучеников. Знаете ли вы, сколько лет длились гонения? Более восьмиста лет. Знаете ли вы, с какой яростью и ненавистью они боролись с христианами? Сколько мученической крови было пролито? Знаете ли вы имена самых ярых гонителей христиан? История нашей Церкви упоминает восемнадцать. Нерон, Дометиан, Траян, Антонин, Марк Аврелий, Север, Максимин, Деций, Аврелиан, Диоклетиан, Максимиан, Галерий, Максимин, Лициний, Юлиан, Лев Исавр, Константин Копроним и Феофил. Знаете ли вы, каков был их конец? Очень печальный. А мученики наслаждаются вечными благами. Сколько мучеников? Их не перечесть. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12, 1-2).
Где находятся эти гонители? «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25, 46), «и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 42).
Итак, послушайте, нынешние правители, которые борются с Церковью Христовой: все эти гонители исчезли, их царства были разрушены и «погибла память их с ними» (Пс. 9, 7). А христиане несмотря на убиение и гонения умножились, подвизавшиеся укрепились во бранех, искушаемые еще больше просияли в добродетели.
Святитель Иоанн Златоуст в своей 4-й беседе на слова «Видел я Господа, сидящего» подчеркивает:
«Сколько врагов восставало против Церкви, и однако она никогда не была побеждена. Сколько властителей? Сколько военачальников? Сколько царей? Люди образованные, сильные, столько восставали против нее, еще младенчествовавшей, и однако не искоренили ее; но восстававшие уже не воспоминаются и преданы забвению, а та, против которой восставали, превозносится выше неба. Ты не смотри на то, что Церковь находится на земле, но на то, что она жительствует на небе. Откуда это видно? Показывают сами дела. Была война против одиннадцати учеников; вся вселенная воевала против них; но те, против кого воевали, победили, а воевавшие побеждены; овцы преодолели волков. Видишь ли пастыря, посылающего овец посреди волков, чтобы они и в бегстве не искали спасения? Какой пастырь делает это? А Христос сделал это (Мф. 10, 16), чтобы показать тебе, что не по естественному порядку вещей, а сверхъестественно и выше обыкновенного порядка вещей совершаются эти дела. Церковь утверждена больше неба».
Где эти всесильные когда-то правители, воевавшие против Церкви? «Есть Око Божественного правосудия, от которого не укроется ничего». Вы знаете, каков был их конец?
Святитель Николай Сербский рассказывает о конце злых правителей следующее:
«Каиафа, священноначальник и вождь фарисеев, был главным обвинителем и судьей Христа, организатором оклеветания и лжесвидетельств против Христа, а затем необузданным гонителем Его последователей. По преданию, его тело после смерти не хотели принять ни земля, ни вода: где бы его ни хоронили, тело оказывалось выброшенным из гроба, пока не попало на остров Крит, где в какой-то пещере под землей его покрыли камнями.
Первосвященника Анну нагим завернули в шкуру молодого быка и положили на летнее солнце, и после того, как кожа высохла от чрезмерного палящего солнца, она сдавила его с силой, что его внутренности вышли наружу, и он умер в муках.
Пилат объявил, что по римскому закону Христос невиновен. Но несмотря на все это, он предал Его распятию на кресте. Вскоре император Тиберий лишил его власти и предал суду. Суд приговорил его к изгнанию в Галлию. Там Пилат, прожив жалкую жизнь, был казнен самим императором.
Царь Ирод был кровожадным и бесчеловечным царем, которого Господь назвал лисицей и который надругался над Христом, облачив Его в белую ризу и отправив обратно к Пилату. После смерти и воскресения Христа он повелел хватать и мучить апостолов. Считал себя божеством и требовал, чтобы люди поклонялись Ему как богу. Но «в назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил... но вдруг Ангел Господень поразил его... и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12, 21-23).
Саломея, дочь Иродиады, шла как-то по замерзшей реке, лед раскололся, и тело ее затонуло, а голова была отрублена льдом, поскольку она была причиной обезглавливания Предтечи.
Огнем и мечом гнал христиан император Нерон. Он вынес смертный приговор святым Петру и Павлу. Христиан он мазал смолой и жег как факелы. Он преднамеренно поджег Рим, чтобы обвинить христиан и беспрепятственно истреблять их. Однако конец его был жалок и бесславен — он заколол себя мечом.
Римский император Валериан убивал христиан с сатанинской ненавистью. Его ярость была так велика, что он не мог насытиться, убивая все больше и больше. Но посмотрите, как он закончил свою жизнь. В войне с персами Валериан попал в плен к персидскому императору (шахиншаху) Шапуру. Тот, когда захватил его, не захотел сразу казнить, а использовал как подставку, чтобы садиться на коня.
Слепой и избитый
Злобный мучитель христиан Максимин казнил в Александрии славных рабов Христовых Мину, Ермогена и Евграфа. Этот император был известен гонениями, которые он развязал против христиан. Однажды в сопровождении своих слуг он вошел на корабль, чтобы добраться в Константинополь. Внезапно его глаза ослепли, и он, прежде бывший слепым духовно, теперь ослеп еще и телесно. Затем он стал жаловаться своим слугам, что его беспощадно бьют руки, невидимые другим.
«Ты победил, Назарянин!»
Так воскликнул умирающий Юлиан Отступник. Он истязал и пролил много крови служителей Христовых, многие христианские храмы превратил в языческие. Когда однажды он захотел отправиться в Персию, чтобы сразиться с персами, он проходил невдалеке от Кесарии. Там он был убит чудом святого Меркурия[1].
Императоры, которые были противниками святых икон
Константин V Копроним и Лев Армянин истязали множество мужчин и женщин за то, что они почитали святые образы. Копроним, находясь во время войны на корабле, упал на колени, корчась от боли, и умер. Это были первые муки, которые он испытал на земле, а продолжение мучений последовало за ними в аду.
Приводящий в ужас Лев Армянин был убит заговорщиками в день Рождества Христова.
Скольких замучил Феофил? Но он впал в такую страшную болезнь, что разверзся рот его и видны были все внутренности. Он умер в ужасных муках, но перед смертью покаялся.
Когда изгнали Златоуста
Когда вероломные правители изгнали святого Иоанна Златоуста из Константинополя далеко в Армению, произошло смертоносное землетрясение. В это же время сгорел городской кафедральный собор. Дома всех тех, кто сослал святого, охватили языки пламени. Сгорели и они сами, и дома их.
А императрица Евдоксия умерла от тяжелой болезни. Тридцать лет тряслась ее гробница, столько, сколько святитель был в ссылке.
Послушайте, правители, угрызения совести за каждый наш неправедный поступок — великая пытка. Однажды Констант, император Константинопольский, одержимый духом любоначалия, заподозрил, что его младший брат посягает на его империю. Поэтому он заставил своего брата покинуть царство и стать священником. Но и после его рукоположения он боялся его и через несколько дней, подобно Каину, убил его, чтобы можно было царствовать спокойно, без страха.
Но в ту же ночь, в глубокой тьме, появляется невинноубиенный брат Феодосий, одетый в иерейское облачение диакона, и держа в одной руке чашу, полную дымящейся крови, говорит: «Брат, пей. Я твой брат Феодосий, которого ты убил». Испугался царь и помертвел от страха своего. Затем он встает, идет в другую часть дворца, останавливается, переводит дух и снова засыпает. Но опять тот же призрак, с той же чашей и с тем же голосом: «Брат, пей». Каждую ночь, когда он ложился спать, приходил брат с одними и теми же словами: «Брат, пей». Он нигде не мог найти покоя и решает отправиться морем из Константинополя на Сицилию, в надежде избавиться от этого кошмара. Однако везде одно и то же: «Брат, пей». Наконец, через некоторое время он был убит в бане, и тем самым закончилась его горькая пытка[2].
Святитель Николай Сербский продолжает:
Обезумел от человеческой крови
Вождь русских безбожников Ленин, который даст отчет перед судом Божиим за миллионы замученных и убитых русских мужчин, женщин и детей, не остался безнаказанным и в этой жизни. Перед смертью он потерял рассудок и умер безумным.
Вторым величайшим мучителем русского христианского народа был Троцкий, дочь которого покончила жизнь самоубийством. Из-за своих грехов Троцкий боялся и прятался от людей, как змея, которая убегает и прячется, когда кого-то укусит. Третьим великим мучителем правоверного русского народа был Сталин, жена которого также покончила жизнь самоубийством, а он сам пережил страшную смерть.
«Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38)
Эти пророческие слова Христа сбылись буквально, потому что гибли не только отдельные люди и их родственники, но стирались с лица земли целые империи и народы, которые преследовали и мучили христиан. Это случилось и с еврейским народом, который был рассеян по всему миру, как и пророчествовал Моисей. «И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли» (Втор. 28, 64).
Римская империя, империя Вавилона и Персии были разрушены. Все эти империи в свое время казались сильными, крепкими, стальными, но Истина была сильнее их. И как были разрушены и погибли старые империи, воевавшие против христиан, так погиб и жестокий большевизм в России. Так погибнут и все другие империи, в которых есть дух злобы, ненависти и насилия.
Приснопамятный митрополит Августин Кантиотис сказал в 1969 году: «Если вы будете трусами, атеисты победят, и мы потеряем все. Если ты боишься, ты не христианин. Христианин и страх несовместимы. Чего ты боишься? Людей? Мира? Диавола? Смерти? ... Православный христианин не боится ничего, только Бога, только Христа. Будь всегда в рядах храброго воинства земного.
Если вы трусите, помните об этом, запоминайте это и записывайте… умножатся безбожники (разве не это происходит сегодня?). Если мы, христиане, не проснёмся, и не станем героями, то потеряем и Родину, и дома и всё, что имеем. Мужественными будьте, и подымите взоры ввысь, в Небеса».
Потрясающий урок мужества преподал нам святитель Василий Великий. Гордый Модест, представитель еретичествующего императора Валента, угрожал святому конфискацией имущества, изгнанием, пытками, смертью. И Василий Великий ответил ему:
– Ты угрожаешь мне конфискацией имущества? У меня нет ничего, кроме изношенной рясы и нескольких книг. Ты хочешь отправить меня в изгнание? «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23, 1). Ты угрожаешь мне пытками? Не успеешь. Мое тело такое слабое, что не выдержит. Ты хочешь убить меня? Я очень скоро попаду в Рай.
– Таких ответов я не слышал ни от одного епископа, — сказал ему с изумлением Модест.
А Василий Великий прибавил:
– Возможно, ты еще не встречал настоящего епископа.
Но и святой Иоанн Златоуст отважно, без страха отдал приказ закрыть дверь храма, чтобы царица Евдоксия не могла войти в него. Когда охранник подошел, чтобы постучать в дверь, у него отсохла рука. Увидев это чудо, Евдоксия вернулась, боясь, что и на нее падет гнев Божий…
Александр Пападиамантис говорит о разрушительной политике в своем труде «Торговцы нациями»[3]: «Генеалогия политики непрерывна и восходит к предкам. Праздность породила бедность. Бедность родила голод. Голод породил охоту. Охота породила произвол. Произвол породил разбой. Разбой породил политику. Вот истинное происхождение этого монстра. Тогда и сейчас, всегда одно и то же. Иногда силой, а иногда обманом и силой. Всегда неизменны эти цыгане-канатоходцы, эти обезьяны-шуты (так я зову так называемых «политиков»). Черные медники плетут оковы для народов в глубоком мраке своей вечной мастерской».
Нам нужно, чтобы восстали от сна митрополиты и епископы. Приснопамятный настоятель монастыря Дохиар архимандрит Григорий (Архипелагитис) говорил, обращаясь к пастырям: «Вы заснули, погрузились в глубокий сон и продолжаете спать. Вы не боитесь, что настанет запустение. Вы считаете старух и стариков, которые приходят к вам, не помня старинной пословицы: «Лисица, как состарилась, ушла в монастырь и стала монахиней». Но посчитайте также потерянных ягнят. Учтите, что диавол забирает детей прямо из наших рук.
Однажды я спросил приснопамятного отца Епифания Феодоропулоса:
- Почему говорят, что в последние времена в алтаре вокруг престола будут стоять мулы?
- Мулы, — ответил он мне, — не дают потомство. Так и духовные начальники не будут рождать духовных чад.
Восстань, Иеремия и оплакивай с нами гибель нового Сиона…».
Святой Николай Велимирович спрашивает: как долго продлится кризис?
До тех пор, пока мы не переведем правильно слово «кризис» и не воскликнем с покаянным вздохом, болью и слезами: «Суд Божий»! То, через что мы проходим, — это Божья кара за наше отступничество!
Святитель Василий Великий отмечает: Бог «всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями»; всеобщее отступничество предотвращается публичными язвами, всеобщими испытаниями и бедствиями. Все испытания, сокрушающие нас и делающие нашу жизнь горькой, все страдания «измышлены к обузданию греха», все попущены Богом, чтобы мы оставили грех. «Посему только грех представляет собой зло, в собственном смысле этого слова». Настоящее зло — это не кризис, печаль, болезнь. Настоящее зло — это грех.
Пора всем нам покаяться и пробудиться, и пусть правители не связываются с Церковью. Слушайте внимательно, правители, что говорит святой Иоанн Златоуст:
«Нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда — Церковь, твое спасение — Церковь, твое убежище — Церковь. Она выше неба, она шире земли. Она никогда не стареет, но всегда дает цвет».
Святой Анастасий Синаит замечает: «”Дам вам начальства по сердцу вашему” означает, что те из начальствующих и царей, которые суть достойны таковой чести, назначаются Богом. Те же, которые по своему недостоинству являются негодными, поставляются либо по попущению Божиему, либо по Его воле для народа, заслужившего это».
Согласно молитве святого Ефрема Сирина, правителям, малым и великим, не подобает быть одержимыми духом, то есть демоном «любоначалия», который их развращает. Власть меняет человека в худшую сторону. Если власть имущий не ставит в основание своих дел добродетели, смирение, кротость, миролюбие, милосердие, власть делает его врагом Бога, Родины и народа. Здесь, на земле, единственной нашей целью является наше спасение. Все остальное — «все человеческое — тщета, то, что не пребывает по смерти»…
Однажды царю Фив Архию принесли письмо, в котором было извещение о том, что этой ночью его собираются убить. Но царь, находясь на пиру, не придал этому значения и, сказав ставшую знаменитой фразу «Важные дела отложим до завтра», отложил письмо в сторону. Ночью, конечно, его убили. Всех нас касается извещение «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13).
Ни богатство, ни слава не вечны, «богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимоидет» (Иак. 1, 10). То есть богатый человек погибнет так быстро, как увядает сорванный полевой цветок.
Мы читали о Крезе, богатейшем человеке своей эпохи (563–548 гг. до Р. Х.), который, обладая огромным богатством, делал целые деревья из золота. Когда его посетил афинский философ Солон, первым вопросом к нему был: «Знал ли тот кого-нибудь счастливее, чем он». И тогда Солон сказал ему бессмертное изречение: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его кончины». Когда через некоторое время Крез был разбит царем персов Киром и взят в плен и приговорен к сожжению на костре, он вспомнил о Солоне и воскликнул: «О, Солон, Солон, Солон». Как только Кир узнал причину, по которой он кричал, он подарил ему жизнь, ведь он подумал и о себе.
Не зря на богослужении звучат такие слова: «Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс. 33, 11).
Не будем забывать слова святителя Нектария о том, что все люди земли знают, что такое добро и что такое зло. Они знают, что нравственно, а что безнравственно. Бог вкладывает в каждого человека, который рождается, закон совести. Кто утверждает в государстве законы, противоречащие нравственным законам совести, и выдает их за справедливые, тот обманывает себя. Быть может, мы будем жить в те времена, о которых много лет тому назад говорили отцы наши: «Придет время, когда разумное будет представляться неразумным, а неразумное — разумным».
Давайте посмотрим: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4, 1), то есть они будут одержимы духами заблуждения и учениями, которые будут навеяны демонами.
Но все гонители уходят из жизни. «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал» (1 Пет. 1, 24). Только душа бессмертна.
Давайте не будем забывать: «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Пар. 15, 3). «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4, 13).
Желаем во время суда услышать «приидите, благословенные Отца моего», а не «идите от Мене, проклятии» (Мф. 25, 34-41).
Аминь.
[1] Когда святой Василий Великий молился пред иконою Пресвятой Богородицы, — при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьём, как воина, — чтобы злочестивый царь Юлиан Отступник, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятыя Богородицы, образ святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьём. А в то самое время Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того сделался невидим (Св. Димитрий Ростовский. Жития святых, 24 ноября).
[2] Дидахе святителя Илии Минятия, Издательство «Фос».
[3] Том I, с. 276.
Источник: Газета «Ортодоксос Типос», выпуск 2186, 3 ноября 2017 года.
Источник: Трость Скорописца