11.07.2023
До последних дней архимандрит Серафим (Ольховой) (1906-2002) был настоятелем Свято-Никольского храма в поселке Старая Игрень Днепропетровска и окормлял огромное число духовных чад. Они испытывали величайшее доверие и уважение к своему наставнику. За самоотверженность и стойкость в вере Господь щедро одарил его внутренней силой, быстротой реакции, житейской сметливостью, а выше того - мудростью и прозорливостью. Даже на внешности отца Серафима лежала печать Божия благословения - благородное лицо его было почти без морщин...
Народ слушал его проповеди, затаив дыхание. Простая, незатейливая речь доходила прямо до человеческих сердец и вызывала слезы раскаяния, заставляла работать над собой, наделяла людей целеустремленностью, очищала, возвышала над земными привязанностями. Старец постоянно напоминал: «Вы - воины Христовы!» Поучения батюшки отличались конкретностью, советами духовными и житейскими, рекомендациями, как и что делать. Из его замечательных проповедей чада составили большую книгу, в ней несколько сот страниц. Приведем некоторые выдержки.
* * *
Если хотите сотворить духовную милостыню, то научите тех, которые хотят нести детей в церковь крестить. Расскажите им, как надо креститься, кого брать в кумовья; после Причащения нельзя давать ребенку соску, так как во рту святыня. Нельзя креститься и кланяться перед Чашей, чтобы не подбить, а надо все сделать заблаговременно. Ребенка постарше надо крестить и причащать натощак; с накрашенными губами нельзя идти в церковь, так как не дадут поцеловать крест. Объясните, что в церкви нельзя разговаривать и кого-то упрекать. Постепенно сами научатся.
* * *
Не давайте святыни псам - это значит: если знаешь, что не послушают, то ничего и не говори (не вводи их в грех осуждения тебя), а лучше помолись о них, и Господь Всемогущий (Он все может, когда захочет) Сам призовет их к вере и вразумит, и просвещение пошлет такое, что они станут, возможно, праведнее тех, кто давно и постоянно молится. А если человек признает православную веру и хочет знать о ней, то такому - говори.
* * *
Если кто совершил малый грех и ты увидел это, то знай, что своих больших грехов ты не видишь. А если постоянно будешь следить, наблюдать за собой: как бы не согрешить, - то ты уже перестанешь видеть и замечать грехи других людей. Чем можно помочь согрешающему? Не рассказывай никому о его грехе (то есть не передавай), а узнай, как его звать, и помолись о нем. Если кто близкий согрешает (пьет, например), то молись о нем, молись усиленно и постоянно. Может, и не сразу Господь поможет, может, и не через год, а больше, но обязательно поможет. Усиленную, постоянную молитву не оставит Господь без внимания (1 Ин. 3. 20-22).
Если соседи интересуются: «Ну что, еще пьет?» - отвечай: «Слава Богу, уже немного меньше. Слава Богу, уже немного лучше». Может быть, это немного - так мало, что и глазу не заметно. Но если мы молимся усиленно и постоянно, то будет лучше. Если скажешь, что пьет, то враг будет сильнее свирепствовать, а своим смирением ты врага делаешь безсильным.
* * *
Кто поминает с выпивкой, тот такой же убийца, как Ирод, тот убивает тех, кого поминает. Там, где поминают выпивкой, там и место Богом проклято. Не идите туда и не сидите с ними, хоть и родственники. Ирод ради возлежащих с ним не отказался от клятвы, так и те, кто поминает с выпивкой, боятся осуждения людей, а надо бояться гнева Божия. На свадьбе, на именинах можно немного выпить, но в меру. А на поминках ни капли нельзя, никому! Там, где пьют, не обходится без греха. Именины, поминки надо переносить на будний день, а в субботу вечером, в воскресенье, перед праздником вечером и в праздник надо идти в церковь.
* * *
Если кто не верует и не молится, то такого и в кумовья брать нельзя. Ребенок крестится за веру кумовей. А если те не веруют и не молятся, то за веру кого же крестится ребенок? И надо, чтобы на родителях и кумовьях были крестики. То есть кто не подчиняется законам Церкви, того не берите в кумовья. А кого посылаете крестить, научите - кумовей и родителей, и детей, если постарше, - правильно вести себя в церкви: не ходить, не разговаривать, благоговейно, внимательно слушать, правильно креститься, научите, как держать детей, что делать, чтобы священник в церкви крестил, а не терял время на обучение каждого тому, что надо знать с пеленок.
* * *
Ведите-тяните детей и внуков в церковь, и каждое воскресенье детей (до 7 лет) причащайте, тогда они и болеть не будут, и из них вырастут сильные христиане, которые и свою душу спасут, и вам великая польза будет.
* * *
Злые духи существуют и невидимый мир тоже (Мф. 8. 28-34). Бесноватые жили в пещерах, где погребали мертвецов, чтобы внушить мысль, что души мертвых делаются демонами. На самом деле душа, выйдя из тела, не блуждает в этом мире: души праведных в руке Божией. А душа грешника уводится, как душа богача в притче. Бесы понудили бесноватых выйти к Иисусу Христу и кричать. Бесы чувствовали, что Христос выгонит их, и просили войти в свиней «прежде времени», так как демонам до кончины века позволено бороться с нами.
«Мучить бесов» - это значит не позволять им вредить людям. Бесы вредят тем людям, которые одержимы бесами. Значит, к тем, кто молится, регулярно причащается, ходит в церковь, выполняет 10 заповедей, бесы не подойдут. Надо только не поддаваться их власти.
* * *
Святому Трифону бесы сознались, что от креста выходит огонь и опаляет их, поэтому они боятся креста и бегут от (креста) тех, кто крестит себя.
* * *
Бесы клеветали на Иова, что ему легко быть праведником, так как он богат и за него другие работают. Бог для проверки праведности Иова разрешил бесам забрать у Иова богатство. Те обрадовались и ринулись к Иову, но так как Иов был праведник (то есть молился, соблюдал заповеди и творил добрые дела), то святые ангелы охраняли и его, и его семью, и его богатство. И только когда Бог забрал святых ангелов, бесы смогли отнять у Иова богатство, потом детей и, наконец, здоровье.
Так и мы, если молимся, причащаемся, соблюдаем заповеди, творим добрые дела, то святые ангелы - охрана Бога - будут возле нас. И только если Бог попустит - для нашего вразумления, укрепления в вере, проверки смирения и терпения, только тогда бесы смогут к нам подойти и вредить. А Иов не роптал, а говорил: Бог дал и Бог взял, значит - слава Богу. Бог убедился в смирении Иова, возрадовался и послал Иову больше того, что он имел раньше: и богатство, и здоровье, и, несмотря на преклонный возраст, новых покорных и праведных детей.
* * *
Пустынника (святого, живущего в пустыне) просили изгнать беса из девочки, и тот согласился. Когда пустынник вошел, то девочка, наученная бесом, подбежала и ударила святого по щеке, а он не рассердился, а попросил, чтобы она ударила и по другой его щеке. От великого его смирения перед ребенком бес стал безсилен, вскричал и вышел из девочки. После чего она стала совершенно здоровой. Господи, Ты все можешь. Если хочешь, Господи, пошли мне такое смирение.
* * *
Как тяжело мучиться! Из тюрьмы избавляет смерть, а из ада - милостыня. Только давай есть голодному, а не сытому; помощь - бедному, а не богатому. Милостыня бедному выводит из бездны ада. В доме престарелых ты найдешь и жаждущих, и страждущих, и бедных.
* * *
Иоаким и Анна были богатые и благочестивые родители Пресвятой Богородицы. Весь доход за год и все свое богатство они делили на три части: церкви, нищим и себе. В то время считалось: кто бездетный - тот грешный. Поэтому первыми приносили жертвы многодетные, а бездетные - после всех. Иоаким и Анна 50 лет были бездетными, они долго скорбели и молили Бога, чтобы Бог послал им детей. Они были уже в старости, немощны и к труду, и к жизни.
Когда Иоаким пришел принести жертву Богу, то он не знал, что не все прошли, у кого есть дети, и принес свою жертву Богу, за что священник его укорил. Тогда Иоаким наложил на себя 40-дневный пост и пошел в пустыню. Узнала Анна, что от ея мужа не принята жертва, и стала усиленно молиться и горько плакать о безчадии. И ей явился Ангел Господень и сказал, что молитва ея услышана Богом, и она зачнет и родит дочь, которую назовет Марией. И еще сказал: иди в Иерусалим и в Золотых воротах встретишь мужа.
И Иоакиму в пустыне тоже явился ангел Господень и возвестил ту же радостную весть, что и его жене. И пошла Анна в Иерусалим, и встретилась она с мужем, и принесли они жертву Богу, и обещала Анна, что свою дочь Марию посвятит Богу.
Так было всегда: там, где нет надежды на человеческие силы, там всегда являлась сила Божия. Родители Богородицы были богатые, но не оставляли церковь. А сейчас если богат, то дача и прочее отвлекает. Хотят детям оставить, а бедных и нищих - забывают. Веруют и говеют, а в церковь ходят редко. Без бедных, без милостыни не наследуем мы Царства Небеснаго.
* * *
Крест - это наше оружие. От врагов видимых и невидимых. Крест - это украшение христиан. Только надо правильно, не торопясь, благоговейно креститься, касаясь лба, груди, правого плеча, а затем левого. Крест - символ православной христианской веры. Баптисты, евангелисты и др. сектанты отвергают крест, которому мы с благоговением поклоняемся.
Баптисты в своих молитвенных домах кладут деревянные кресты, а наверх настилают полы, и кто входит, тот не знает, что топчет Крест Господень. Поэтому и не разговаривайте с ними, и не заходите, даже из любопытства, в их молитвенные дома. Не берите греха на свою душу.
Во времена гонений на христиан царь приказал отсечь голову христианину, а перед исполнением приговора предложил: если тот потопчет крест, то его отпустят. Христианин попросил золотую монету. Те обрадовались и дали. Тогда христианин стал топтать изображение царя на монете. Царь разгневался, а тот и говорит: «Если ты гневаешься, то гнев Господень страшнее, так как там ад, то есть вечные муки».
Рассказывают, что такой-то человек пока был христианином, был пьяницей, а стал баптистом - и не пьет, и совсем «святой». Написано, что перед Вторым пришествием Иисуса Христа враг-диавол будет выпущен на свободу и будет свирепствовать. Грешники и так пойдут в ад - они ему не нужны, то есть диавол грешников не искушает. Но он хочет всех забрать в ад. Поэтому он самые отборные силы из своих темных ангелов бросает на тех, которые приблизились или стремятся приблизиться к Господу, то есть на усиленно молящихся, на потомство духовенства.
Пока тот человек ходил в церковь, его искушал диавол, и он, может, выпивал иногда и раздражался, а когда пошел к баптистам, потоптал крест - стал на путь греха, диавол отошел от него, не искушает, так как грешник и так погибает. Но в Евангелии мы читаем, что Сам Господь сказал: кто не несет креста, тот не спасется. Крест у каждого свой: боль, скорбь, болезнь, лишения и т.д. Нести крест - это значит не роптать, не возмущаться, не жаловаться, а благодарить Господа за все, что посылается нам в этой земной жизни. Без креста спастись невозможно.
* * *
Диавол-искуситель - обманщик, так как за кратковременное земное удовольствие, которое, может быть, и не даст, а только покажет, а если и даст, то ненадолго, хочет отнять вечное блаженство в раю.
* * *
Господь говорит, что Ему легче создать человека, нежели научить его молиться, так как нам дана от Бога свобода действия, то есть самим выбрать себе путь: в ад или в рай. Без нашего действия Господь не спасет. А когда Господь видит наше действие, то есть усердную молитву и добрые дела, тогда Господь посылает Свое содействие, то есть помощь нам для спасения нашего.
* * *
В 452 году при царе Константине Иоанн Предтеча явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим, и сказал, где раскопать глиняный сосуд с его головой. Те раскопали, положили глиняный сосуд в мешок и понесли. Встретили горшечника, заставили его нести мешок, а сами идут сзади и разговаривают о суетном. Горшечнику является Иоанн Предтеча и говорит: «Беги от этих ленивых иноков». И он сбежал, и принес голову к себе домой и хранил у себя. Если мы молимся, а нерадиво себя ведем, то нам будет так же, как тем инокам. Надо себя проверять: может, я гордая? может, заносчивая? может, несправедливая?
* * *
В последнее время многие видят видения от диавола - это чтобы возгордились. Тогда и молитва не поможет спасти душу. В видении святому Пахомию было показано: два подвижника с бревном не смогли войти в церковь из-за гордости, так как ни один из них не захотел входить вторым. Было открыто, что хоть и добродетелей много было у подвижников, а гордость не пустила в рай. Если гордый, то и не молись, так как все одно - молитва не поможет спасти душу. Сначала смирись, победи гордость, а потом молись.
* * *
Горе, болезнь - посылаются нам за грехи. Значит, вначале надо каяться, а потом просить у Господа исцеления и помощи. А некоторые приходят без веры, так, на всякий случай. Положат 5 рублей, закажут молебен, а покаяться и не помыслят, ни в душе, ни на деле (исповедаться, причаститься, исправиться), и говорят, что Бог не помог. Бог помогает тем, кто всем сердцем скорбит и раскаивается искренне в содеянном (гнев, осуждение, памятозлобие и т.д.), оплакивает свои грехи, старается добрыми делами милосердия загладить свои грехи и старается, искренне старается не повторять их в будущем.
* * *
У нас проказа души: кто ругается, кто курит, пост не соблюдает, не молится, не крестится, а также кто молится, но осуждает, сердится, разговаривает в церкви, мыслями отвлекается и т.д. Чтобы очиститься от этой проказы, надо взывать: «Господи, помилуй нас!» - как прокаженные взывали, так как в каждом есть проказа.
* * *
Убить можно и словом. Убивает тот, кто обижает вдов и сирот, кто посягает на собственность бедного, из-за кого бедный вынужден скитаться, кто свидетельствует (для этого), хоть и не ложно. Если не милует, то не будет помилован Богом.
* * *
Лицемер - наружно святой, а в душе бесы, им нет числа.
* * *
Не бойтесь, если нехорошие мысли не оставляют вас. Мысли нехорошие идут, а вы их не принимайте. Перекреститесь, помолитесь. За это получите награду на небесах.
* * *
Не пристращайтесь сердцем ни к чему: ни к телевизору, ни к даче, ни к пчелам...
* * *
Не ходите поминать в столовую. Душа идет в дом, где жила и умерла, там надо и поминать, или в церкви. Если приглашают в столовую идти поминать, не ходите, пусть сами едят. И не надо приглашать 200 человек, пригласите 5-6 человек, но верующих.
* * *
Если молоко выпил в пост - не самый большой грех. Страшнее: гнев, памятозлобие, осуждение - вот тяжкие грехи. Если даже не крикнул, не сказал, а только подумал - уже согрешил. Надо контролировать малейшее движение души: к добру или ко злу. Для Господа важна чистота души. Кто в душу свою заглядывает, тот чужих грехов не видит. А увидел чей-то грех, помолись о том человеке, чтобы завтра тебе невольно не впасть в этот же или даже больший грех.
* * *
Мы тоже должны уготовлять путь Господеви к нашим сердцам. Если будет ехать государственный руководитель, то милиция ему тоже уготовляет путь, чтобы не было препятствий. Как же мы примем этот глас? Где есть вера, там - ворота для принятия слова Евангелия, а где нет веры, там - стена гордости. Гордость есть мать всем порокам, а зависть - дочь гордости.
Если гордость убьем в себе, то зависть сама нас оставит. Фарисеи были гордые, думали, что они благочестивые, а у Господа грехи выискивали. Гордый человек своих недостатков не видит, а чужие видит. Патриарх Иоанн Милостивый когда жил, то приказал, чтобы ему делали гроб, но не оканчивали, а каждое воскресенье чтобы мастер прилюдно подходил к нему за благословением на продолжение работы, но не заканчивал, чтобы постоянно напоминать ему о смерти.
Ничто так не спасает человека, как мысль о последней минуте. Апостол Петр после того, как отрекся от Господа, смог побороть гордость, покаялся и был прощен. А Иуда Искариот, после того как предал Господа, из гордости не смог покаяться, поэтому впал в отчаяние и пошел вешаться. Кайтесь, пока дух ваш в теле.
* * *
Господь не отрицает никого из нищих. Кто пропивает - они нищие, но не блаженные. Блаженные - те, которые добровольно стали нищими ради Христа (раздали свое имущество), или от несчастья стали нищими (пожар и пр.). И если при этом не плачут, не жалуются, не ропщут, тогда блаженные.
Правда - это добродетель. Если ищут правды, то есть добродетели, делают с любовью правду (то есть проявляют добродетель), то - блаженные. Правда - великое дело. Правда (то есть добродетель) - никогда не погибала. Радуйтесь, если гонят, обижают вас за правду, и за то, что ходите в церковь, ибо таковым награда на небесах.
* * *
Богатство, если оно используется для содержания семьи и на милостыню нищим, - не во вред, а на пользу.
* * *
Нельзя ходить без креста на шее. Крест - это наша защита. Когда мы перекрестились, нечистый дух на сажень отскакивает, так как из креста невидимо огонь исходит и опаляет беса.
* * *
Никогда не отчаивайтесь, ибо отчаяние - от беса. Покаяние - золотой верх. Проси: «Господи, я сейчас не могу что-то выполнить. Господи, помоги!» С Божией помощью человек все может.
* * *
Смирение - самое главное в деле спасения. Без смирения и молитва и подвиги не помогут. Если есть смирение, то и благодать Бога будет с вами.
* * *
Нужна безкорыстная любовь к ближнему, то есть без выгоды делай ближнему то, что хочешь, чтобы тебе делали.
* * *
Бог требует внутренней молитвы, внутреннего покаяния. Какова сила покаяния? Если и бес покается, то и из беса Бог сделает ангела. Если у вас нет внутреннего покаяния, то не отчаивайтесь. Надо стараться, чтобы молитва была с умилением, со вниманием, тогда со временем получится и внутренняя молитва.
* * *
Если мы говорим о спасении души, а ничего не делаем для этого, то нет нам никакой пользы. Если знаем, что надо не осуждать, а осуждаем, что пользы в том, что мы знаем? Если дома скажешь, что надо постирать, а не стираешь, оно само не постирается.
* * *
Веди борьбу с грешными помыслами и грешными желаниями. Не унывай, если сразу не получается, так как если в грехе долго вращался, то отстать от греха трудно; долго и упорно надо трудиться над собой и призывать Господа на помощь, ибо без помощи Господа мы немощные, ничего не можем. Господь не сразу помогает, чтобы человек не возгордился, но обязательно поможет.
* * *
Господь дает человеку несколько раз впасть в грех, чтобы человек не возгордился и чтобы был сострадательным к другим. Надо трудиться упорно, как апостолы и святые. Апостол Иаков научал: вечером, когда помолишься - сказать, что сделал грешного за день, потом: «Господи, прости»! - и поклон земной и прочитать «Отче наш».
Не копить грехи, а каждый день так исповедоваться перед иконой или перед домашними, тогда одержишь победу (и то не сразу), то есть Господь даст ощутить облегчение. Война эта со грехом - необходима до самой смерти. Искуситель свое делает - искушает, а ты свое делай - молись и крестись. Темные силы креста боятся. Для подкрепления наших сил надо не только себя крестить, но и пищу, и питие, и дверь при входе и выходе.
«Господи, помилуй» можно читать и стоя, и сидя, и лежа, и в транспорте в уме (то есть про себя), и везде. Молись, чтобы молитва для тебя стала как хлеб. Тогда легко будет. Спасение души никогда не откладывай и проверяй себя: может, возгордилась? может, осудила?
Пост - великая сила, ибо если голодный, то и говорить о суетном не захочется: тело - оно как змея, если согреешь - укусит. Пророк Давид после греха до самой смерти не ел чистый хлеб и чистую пищу, а посыпал пеплом и соломой - так себя наказывал, хотя был царем. А мы хотим сказать: «Господи, каюсь» - и думаем, что этого достаточно. Смиряй себя, ибо смиренному дается благодать, и победишь грешные привычки. Аминь.
Источник: Журнал "Спасите наши души". №9, 2006 год.
<-назад в раздел
Поучения старца Серафима (Ольхового). "Так было всегда: где нет надежды на человеческие силы, там являлась сила Божия"
Народ слушал его проповеди, затаив дыхание. Простая, незатейливая речь доходила прямо до человеческих сердец и вызывала слезы раскаяния, заставляла работать над собой, наделяла людей целеустремленностью, очищала, возвышала над земными привязанностями. Старец постоянно напоминал: «Вы - воины Христовы!» Поучения батюшки отличались конкретностью, советами духовными и житейскими, рекомендациями, как и что делать. Из его замечательных проповедей чада составили большую книгу, в ней несколько сот страниц. Приведем некоторые выдержки.
* * *
Если хотите сотворить духовную милостыню, то научите тех, которые хотят нести детей в церковь крестить. Расскажите им, как надо креститься, кого брать в кумовья; после Причащения нельзя давать ребенку соску, так как во рту святыня. Нельзя креститься и кланяться перед Чашей, чтобы не подбить, а надо все сделать заблаговременно. Ребенка постарше надо крестить и причащать натощак; с накрашенными губами нельзя идти в церковь, так как не дадут поцеловать крест. Объясните, что в церкви нельзя разговаривать и кого-то упрекать. Постепенно сами научатся.
* * *
Не давайте святыни псам - это значит: если знаешь, что не послушают, то ничего и не говори (не вводи их в грех осуждения тебя), а лучше помолись о них, и Господь Всемогущий (Он все может, когда захочет) Сам призовет их к вере и вразумит, и просвещение пошлет такое, что они станут, возможно, праведнее тех, кто давно и постоянно молится. А если человек признает православную веру и хочет знать о ней, то такому - говори.
* * *
Если кто совершил малый грех и ты увидел это, то знай, что своих больших грехов ты не видишь. А если постоянно будешь следить, наблюдать за собой: как бы не согрешить, - то ты уже перестанешь видеть и замечать грехи других людей. Чем можно помочь согрешающему? Не рассказывай никому о его грехе (то есть не передавай), а узнай, как его звать, и помолись о нем. Если кто близкий согрешает (пьет, например), то молись о нем, молись усиленно и постоянно. Может, и не сразу Господь поможет, может, и не через год, а больше, но обязательно поможет. Усиленную, постоянную молитву не оставит Господь без внимания (1 Ин. 3. 20-22).
Если соседи интересуются: «Ну что, еще пьет?» - отвечай: «Слава Богу, уже немного меньше. Слава Богу, уже немного лучше». Может быть, это немного - так мало, что и глазу не заметно. Но если мы молимся усиленно и постоянно, то будет лучше. Если скажешь, что пьет, то враг будет сильнее свирепствовать, а своим смирением ты врага делаешь безсильным.
* * *
Кто поминает с выпивкой, тот такой же убийца, как Ирод, тот убивает тех, кого поминает. Там, где поминают выпивкой, там и место Богом проклято. Не идите туда и не сидите с ними, хоть и родственники. Ирод ради возлежащих с ним не отказался от клятвы, так и те, кто поминает с выпивкой, боятся осуждения людей, а надо бояться гнева Божия. На свадьбе, на именинах можно немного выпить, но в меру. А на поминках ни капли нельзя, никому! Там, где пьют, не обходится без греха. Именины, поминки надо переносить на будний день, а в субботу вечером, в воскресенье, перед праздником вечером и в праздник надо идти в церковь.
* * *
Если кто не верует и не молится, то такого и в кумовья брать нельзя. Ребенок крестится за веру кумовей. А если те не веруют и не молятся, то за веру кого же крестится ребенок? И надо, чтобы на родителях и кумовьях были крестики. То есть кто не подчиняется законам Церкви, того не берите в кумовья. А кого посылаете крестить, научите - кумовей и родителей, и детей, если постарше, - правильно вести себя в церкви: не ходить, не разговаривать, благоговейно, внимательно слушать, правильно креститься, научите, как держать детей, что делать, чтобы священник в церкви крестил, а не терял время на обучение каждого тому, что надо знать с пеленок.
* * *
Ведите-тяните детей и внуков в церковь, и каждое воскресенье детей (до 7 лет) причащайте, тогда они и болеть не будут, и из них вырастут сильные христиане, которые и свою душу спасут, и вам великая польза будет.
* * *
Злые духи существуют и невидимый мир тоже (Мф. 8. 28-34). Бесноватые жили в пещерах, где погребали мертвецов, чтобы внушить мысль, что души мертвых делаются демонами. На самом деле душа, выйдя из тела, не блуждает в этом мире: души праведных в руке Божией. А душа грешника уводится, как душа богача в притче. Бесы понудили бесноватых выйти к Иисусу Христу и кричать. Бесы чувствовали, что Христос выгонит их, и просили войти в свиней «прежде времени», так как демонам до кончины века позволено бороться с нами.
«Мучить бесов» - это значит не позволять им вредить людям. Бесы вредят тем людям, которые одержимы бесами. Значит, к тем, кто молится, регулярно причащается, ходит в церковь, выполняет 10 заповедей, бесы не подойдут. Надо только не поддаваться их власти.
* * *
Святому Трифону бесы сознались, что от креста выходит огонь и опаляет их, поэтому они боятся креста и бегут от (креста) тех, кто крестит себя.
* * *
Бесы клеветали на Иова, что ему легко быть праведником, так как он богат и за него другие работают. Бог для проверки праведности Иова разрешил бесам забрать у Иова богатство. Те обрадовались и ринулись к Иову, но так как Иов был праведник (то есть молился, соблюдал заповеди и творил добрые дела), то святые ангелы охраняли и его, и его семью, и его богатство. И только когда Бог забрал святых ангелов, бесы смогли отнять у Иова богатство, потом детей и, наконец, здоровье.
Так и мы, если молимся, причащаемся, соблюдаем заповеди, творим добрые дела, то святые ангелы - охрана Бога - будут возле нас. И только если Бог попустит - для нашего вразумления, укрепления в вере, проверки смирения и терпения, только тогда бесы смогут к нам подойти и вредить. А Иов не роптал, а говорил: Бог дал и Бог взял, значит - слава Богу. Бог убедился в смирении Иова, возрадовался и послал Иову больше того, что он имел раньше: и богатство, и здоровье, и, несмотря на преклонный возраст, новых покорных и праведных детей.
* * *
Пустынника (святого, живущего в пустыне) просили изгнать беса из девочки, и тот согласился. Когда пустынник вошел, то девочка, наученная бесом, подбежала и ударила святого по щеке, а он не рассердился, а попросил, чтобы она ударила и по другой его щеке. От великого его смирения перед ребенком бес стал безсилен, вскричал и вышел из девочки. После чего она стала совершенно здоровой. Господи, Ты все можешь. Если хочешь, Господи, пошли мне такое смирение.
* * *
Как тяжело мучиться! Из тюрьмы избавляет смерть, а из ада - милостыня. Только давай есть голодному, а не сытому; помощь - бедному, а не богатому. Милостыня бедному выводит из бездны ада. В доме престарелых ты найдешь и жаждущих, и страждущих, и бедных.
* * *
Иоаким и Анна были богатые и благочестивые родители Пресвятой Богородицы. Весь доход за год и все свое богатство они делили на три части: церкви, нищим и себе. В то время считалось: кто бездетный - тот грешный. Поэтому первыми приносили жертвы многодетные, а бездетные - после всех. Иоаким и Анна 50 лет были бездетными, они долго скорбели и молили Бога, чтобы Бог послал им детей. Они были уже в старости, немощны и к труду, и к жизни.
Когда Иоаким пришел принести жертву Богу, то он не знал, что не все прошли, у кого есть дети, и принес свою жертву Богу, за что священник его укорил. Тогда Иоаким наложил на себя 40-дневный пост и пошел в пустыню. Узнала Анна, что от ея мужа не принята жертва, и стала усиленно молиться и горько плакать о безчадии. И ей явился Ангел Господень и сказал, что молитва ея услышана Богом, и она зачнет и родит дочь, которую назовет Марией. И еще сказал: иди в Иерусалим и в Золотых воротах встретишь мужа.
И Иоакиму в пустыне тоже явился ангел Господень и возвестил ту же радостную весть, что и его жене. И пошла Анна в Иерусалим, и встретилась она с мужем, и принесли они жертву Богу, и обещала Анна, что свою дочь Марию посвятит Богу.
Так было всегда: там, где нет надежды на человеческие силы, там всегда являлась сила Божия. Родители Богородицы были богатые, но не оставляли церковь. А сейчас если богат, то дача и прочее отвлекает. Хотят детям оставить, а бедных и нищих - забывают. Веруют и говеют, а в церковь ходят редко. Без бедных, без милостыни не наследуем мы Царства Небеснаго.
* * *
Крест - это наше оружие. От врагов видимых и невидимых. Крест - это украшение христиан. Только надо правильно, не торопясь, благоговейно креститься, касаясь лба, груди, правого плеча, а затем левого. Крест - символ православной христианской веры. Баптисты, евангелисты и др. сектанты отвергают крест, которому мы с благоговением поклоняемся.
Баптисты в своих молитвенных домах кладут деревянные кресты, а наверх настилают полы, и кто входит, тот не знает, что топчет Крест Господень. Поэтому и не разговаривайте с ними, и не заходите, даже из любопытства, в их молитвенные дома. Не берите греха на свою душу.
Во времена гонений на христиан царь приказал отсечь голову христианину, а перед исполнением приговора предложил: если тот потопчет крест, то его отпустят. Христианин попросил золотую монету. Те обрадовались и дали. Тогда христианин стал топтать изображение царя на монете. Царь разгневался, а тот и говорит: «Если ты гневаешься, то гнев Господень страшнее, так как там ад, то есть вечные муки».
Рассказывают, что такой-то человек пока был христианином, был пьяницей, а стал баптистом - и не пьет, и совсем «святой». Написано, что перед Вторым пришествием Иисуса Христа враг-диавол будет выпущен на свободу и будет свирепствовать. Грешники и так пойдут в ад - они ему не нужны, то есть диавол грешников не искушает. Но он хочет всех забрать в ад. Поэтому он самые отборные силы из своих темных ангелов бросает на тех, которые приблизились или стремятся приблизиться к Господу, то есть на усиленно молящихся, на потомство духовенства.
Пока тот человек ходил в церковь, его искушал диавол, и он, может, выпивал иногда и раздражался, а когда пошел к баптистам, потоптал крест - стал на путь греха, диавол отошел от него, не искушает, так как грешник и так погибает. Но в Евангелии мы читаем, что Сам Господь сказал: кто не несет креста, тот не спасется. Крест у каждого свой: боль, скорбь, болезнь, лишения и т.д. Нести крест - это значит не роптать, не возмущаться, не жаловаться, а благодарить Господа за все, что посылается нам в этой земной жизни. Без креста спастись невозможно.
* * *
Диавол-искуситель - обманщик, так как за кратковременное земное удовольствие, которое, может быть, и не даст, а только покажет, а если и даст, то ненадолго, хочет отнять вечное блаженство в раю.
* * *
Господь говорит, что Ему легче создать человека, нежели научить его молиться, так как нам дана от Бога свобода действия, то есть самим выбрать себе путь: в ад или в рай. Без нашего действия Господь не спасет. А когда Господь видит наше действие, то есть усердную молитву и добрые дела, тогда Господь посылает Свое содействие, то есть помощь нам для спасения нашего.
* * *
В 452 году при царе Константине Иоанн Предтеча явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим, и сказал, где раскопать глиняный сосуд с его головой. Те раскопали, положили глиняный сосуд в мешок и понесли. Встретили горшечника, заставили его нести мешок, а сами идут сзади и разговаривают о суетном. Горшечнику является Иоанн Предтеча и говорит: «Беги от этих ленивых иноков». И он сбежал, и принес голову к себе домой и хранил у себя. Если мы молимся, а нерадиво себя ведем, то нам будет так же, как тем инокам. Надо себя проверять: может, я гордая? может, заносчивая? может, несправедливая?
* * *
В последнее время многие видят видения от диавола - это чтобы возгордились. Тогда и молитва не поможет спасти душу. В видении святому Пахомию было показано: два подвижника с бревном не смогли войти в церковь из-за гордости, так как ни один из них не захотел входить вторым. Было открыто, что хоть и добродетелей много было у подвижников, а гордость не пустила в рай. Если гордый, то и не молись, так как все одно - молитва не поможет спасти душу. Сначала смирись, победи гордость, а потом молись.
* * *
Горе, болезнь - посылаются нам за грехи. Значит, вначале надо каяться, а потом просить у Господа исцеления и помощи. А некоторые приходят без веры, так, на всякий случай. Положат 5 рублей, закажут молебен, а покаяться и не помыслят, ни в душе, ни на деле (исповедаться, причаститься, исправиться), и говорят, что Бог не помог. Бог помогает тем, кто всем сердцем скорбит и раскаивается искренне в содеянном (гнев, осуждение, памятозлобие и т.д.), оплакивает свои грехи, старается добрыми делами милосердия загладить свои грехи и старается, искренне старается не повторять их в будущем.
* * *
У нас проказа души: кто ругается, кто курит, пост не соблюдает, не молится, не крестится, а также кто молится, но осуждает, сердится, разговаривает в церкви, мыслями отвлекается и т.д. Чтобы очиститься от этой проказы, надо взывать: «Господи, помилуй нас!» - как прокаженные взывали, так как в каждом есть проказа.
* * *
Убить можно и словом. Убивает тот, кто обижает вдов и сирот, кто посягает на собственность бедного, из-за кого бедный вынужден скитаться, кто свидетельствует (для этого), хоть и не ложно. Если не милует, то не будет помилован Богом.
* * *
Лицемер - наружно святой, а в душе бесы, им нет числа.
* * *
Не бойтесь, если нехорошие мысли не оставляют вас. Мысли нехорошие идут, а вы их не принимайте. Перекреститесь, помолитесь. За это получите награду на небесах.
* * *
Не пристращайтесь сердцем ни к чему: ни к телевизору, ни к даче, ни к пчелам...
* * *
Не ходите поминать в столовую. Душа идет в дом, где жила и умерла, там надо и поминать, или в церкви. Если приглашают в столовую идти поминать, не ходите, пусть сами едят. И не надо приглашать 200 человек, пригласите 5-6 человек, но верующих.
* * *
Если молоко выпил в пост - не самый большой грех. Страшнее: гнев, памятозлобие, осуждение - вот тяжкие грехи. Если даже не крикнул, не сказал, а только подумал - уже согрешил. Надо контролировать малейшее движение души: к добру или ко злу. Для Господа важна чистота души. Кто в душу свою заглядывает, тот чужих грехов не видит. А увидел чей-то грех, помолись о том человеке, чтобы завтра тебе невольно не впасть в этот же или даже больший грех.
* * *
Мы тоже должны уготовлять путь Господеви к нашим сердцам. Если будет ехать государственный руководитель, то милиция ему тоже уготовляет путь, чтобы не было препятствий. Как же мы примем этот глас? Где есть вера, там - ворота для принятия слова Евангелия, а где нет веры, там - стена гордости. Гордость есть мать всем порокам, а зависть - дочь гордости.
Если гордость убьем в себе, то зависть сама нас оставит. Фарисеи были гордые, думали, что они благочестивые, а у Господа грехи выискивали. Гордый человек своих недостатков не видит, а чужие видит. Патриарх Иоанн Милостивый когда жил, то приказал, чтобы ему делали гроб, но не оканчивали, а каждое воскресенье чтобы мастер прилюдно подходил к нему за благословением на продолжение работы, но не заканчивал, чтобы постоянно напоминать ему о смерти.
Ничто так не спасает человека, как мысль о последней минуте. Апостол Петр после того, как отрекся от Господа, смог побороть гордость, покаялся и был прощен. А Иуда Искариот, после того как предал Господа, из гордости не смог покаяться, поэтому впал в отчаяние и пошел вешаться. Кайтесь, пока дух ваш в теле.
* * *
Господь не отрицает никого из нищих. Кто пропивает - они нищие, но не блаженные. Блаженные - те, которые добровольно стали нищими ради Христа (раздали свое имущество), или от несчастья стали нищими (пожар и пр.). И если при этом не плачут, не жалуются, не ропщут, тогда блаженные.
Правда - это добродетель. Если ищут правды, то есть добродетели, делают с любовью правду (то есть проявляют добродетель), то - блаженные. Правда - великое дело. Правда (то есть добродетель) - никогда не погибала. Радуйтесь, если гонят, обижают вас за правду, и за то, что ходите в церковь, ибо таковым награда на небесах.
* * *
Богатство, если оно используется для содержания семьи и на милостыню нищим, - не во вред, а на пользу.
* * *
Нельзя ходить без креста на шее. Крест - это наша защита. Когда мы перекрестились, нечистый дух на сажень отскакивает, так как из креста невидимо огонь исходит и опаляет беса.
* * *
Никогда не отчаивайтесь, ибо отчаяние - от беса. Покаяние - золотой верх. Проси: «Господи, я сейчас не могу что-то выполнить. Господи, помоги!» С Божией помощью человек все может.
* * *
Смирение - самое главное в деле спасения. Без смирения и молитва и подвиги не помогут. Если есть смирение, то и благодать Бога будет с вами.
* * *
Нужна безкорыстная любовь к ближнему, то есть без выгоды делай ближнему то, что хочешь, чтобы тебе делали.
* * *
Бог требует внутренней молитвы, внутреннего покаяния. Какова сила покаяния? Если и бес покается, то и из беса Бог сделает ангела. Если у вас нет внутреннего покаяния, то не отчаивайтесь. Надо стараться, чтобы молитва была с умилением, со вниманием, тогда со временем получится и внутренняя молитва.
* * *
Если мы говорим о спасении души, а ничего не делаем для этого, то нет нам никакой пользы. Если знаем, что надо не осуждать, а осуждаем, что пользы в том, что мы знаем? Если дома скажешь, что надо постирать, а не стираешь, оно само не постирается.
* * *
Веди борьбу с грешными помыслами и грешными желаниями. Не унывай, если сразу не получается, так как если в грехе долго вращался, то отстать от греха трудно; долго и упорно надо трудиться над собой и призывать Господа на помощь, ибо без помощи Господа мы немощные, ничего не можем. Господь не сразу помогает, чтобы человек не возгордился, но обязательно поможет.
* * *
Господь дает человеку несколько раз впасть в грех, чтобы человек не возгордился и чтобы был сострадательным к другим. Надо трудиться упорно, как апостолы и святые. Апостол Иаков научал: вечером, когда помолишься - сказать, что сделал грешного за день, потом: «Господи, прости»! - и поклон земной и прочитать «Отче наш».
Не копить грехи, а каждый день так исповедоваться перед иконой или перед домашними, тогда одержишь победу (и то не сразу), то есть Господь даст ощутить облегчение. Война эта со грехом - необходима до самой смерти. Искуситель свое делает - искушает, а ты свое делай - молись и крестись. Темные силы креста боятся. Для подкрепления наших сил надо не только себя крестить, но и пищу, и питие, и дверь при входе и выходе.
«Господи, помилуй» можно читать и стоя, и сидя, и лежа, и в транспорте в уме (то есть про себя), и везде. Молись, чтобы молитва для тебя стала как хлеб. Тогда легко будет. Спасение души никогда не откладывай и проверяй себя: может, возгордилась? может, осудила?
Пост - великая сила, ибо если голодный, то и говорить о суетном не захочется: тело - оно как змея, если согреешь - укусит. Пророк Давид после греха до самой смерти не ел чистый хлеб и чистую пищу, а посыпал пеплом и соломой - так себя наказывал, хотя был царем. А мы хотим сказать: «Господи, каюсь» - и думаем, что этого достаточно. Смиряй себя, ибо смиренному дается благодать, и победишь грешные привычки. Аминь.
Источник: Журнал "Спасите наши души". №9, 2006 год.