05.06.2023
<-назад в раздел
Проповедь Евангелия среди китайцев: Сначала нам самим надо стать православными
В интернет-ресурсах появилась статья-рассуждение под названием «Китайский народ готов воспринять вечные истины». Само название без знака вопроса, как утверждение весьма спорно. Конечно, истины могут быть разными. Какие именно истины готов воспринять Китай? Очевидно, в статье речь идет о евангельских истинах. Автор рассуждений о готовности Китая принять Христа – протоиерей Геннадий Беловолов. Священник пишет: «Если бы в Китае была свобода религиозной проповеди, то, нет сомнения, многие бы уверовали и могли бы стать христианами. Очевидно, что это окно возможностей для христианской миссии и вызов христианским миссионерам».
Однако и здесь, вероятно, найдется много такого, что позволит утверждать обратное. Многие китайцы глубоко пропитаны духом своих национальных религиозно-философских и языческих воззрений. И этот дух в основе своей глубоко антихристианский. Можно, конечно, умозрительно находить какие-то отдельные сходства между христианством и конфуцианством, но таких «сходств» еще больше между коммунистической идеологией в СССР и Православием. Однако ни в конфуцианстве, ни в коммунизме нет и, конечно, не может быть места любящему нас Богу, Святой Троице. Нет места Богочеловеку Христу и Любви Христовой.
Даже если каким-то чудом официальная политика Китая преобразится, что маловероятно, и существующие сегодня жёсткие барьеры на пути христианской проповеди в Поднебесной исчезнут, всё равно останется очень-очень мало надежд на то, что Китай станет православным. Безусловно, отдельные китайцы способны обратиться ко Христу, и примеров тому множество. Но в целом эта древняя цивилизация глубоко пронизана духом антихристианским. Внутри китайской цивилизации, китайского общества действуют силы антихристианские. Это и подтверждается тем, что Китай закрывает пути, по которым христианство могло бы достичь человеческих сердец.
Протоиерей Геннадий Беловолов пишет: «Спрашивается, откуда китайцы могут узнать о Христе? Только от России (не от Запада же!?). Китайцы нам дают технологии земные, а мы им небесные. России в политическом и технологическом плане необходим Китай, иначе нам было бы значительно труднее противостоять коллективному Западу, точнее сказать, колхозному Западу. Но, очевидно, что и Россия духовно нужна Китаю. Может быть, мы ещё не вполне осознаём, но наше сближение имеет стратегическое значение. Считаю, что у России есть историческая миссия – нужно дать китайцам испить живую воду Христа, после которой «грифботы» им покажутся насмешкой, игрой разума и уловкой лукавого».
Дело в том, что Китай не являет никаких признаков того, что он нуждается в «живой воде Христа». Напротив, мы видим, что Китай желает, чтобы его современную идеологию, в которой есть элементы социализма, коммунизма, причудливо интегрирующиеся на основе конфуцианства, принимала Россия и другие страны. Подтверждением тому глобальный китайский проект «Один пояс, один путь». В этом масштабном цивилизационном проекте есть огромные геополитические амбиции и, конечно, нет места Христу.
Можно и нужно проповедовать Евангелие среди китайцев, особенно среди тех, которые приезжают в наши приграничные регионы. Но в первую очередь нам самим надо стать православными. Надо быть на деле носителями православных ценностей, жить по-православному, а не по рыночному.
В упоминаемой статье в качестве того, как китайцы испытывают интерес к русской культуре и вообще к России, приводится пример юноши Влада Иванова из Владивостока, который стал победителем на китайских музыкальных шоу и теперь страшно популярен среди китайской молодежи. Но в чём тут наш восторг? Ни в чём. На самом деле юноша несёт в Китай не русскую культуру, поёт на китайском языке вовсе не русские песни, даже внешность его больше похожа на азиатскую. Как пишут в СМИ, сейчас в Китае он находится на положении раба. Не может разорвать контракт и вернуться домой, публика постоянно требует его, хотя он даже со сцены обращается к поклонникам с просьбой не голосовать за него, чтобы вырваться на свободу, вернуться на Родину.
Нет, это, конечно, не проповедь о России, её духовной красоте и величии. Кто и как проповедует сегодня Православие в Китае, раскрывает перед китайцами нашу великую русскую культуру? Неужели только несколько батюшек где-то на подворье в Москве?
Говорим о миссионерстве в Китае, а при этом даже образ православной русской культуры китайцам похоже никто на государственном уровне показывать явно не собирается. Наоборот, мы явно стремимся угодить соседям, подстроившись под их ценности и интересы. Вместо истинной России, её великой истории сегодня мы на уровне нашей политики несём какой-то полуязыческий хаос, при этом наша главная идея международной коммуникации – товарно-денежный оборот.
В наших приграничных регионах, где высокая интенсивность контактов с Китаем, православная миссия просто провалена, отсутствует. Как будто мы здесь в Приморье и Приамурье стесняемся говорить китайцам, другим азиатам, да и самим себе о Православии. Стесняемся, потому что это может понизить инвестиционную привлекательность региона. Ведь Китаю у нас на деле нужно не Православие, а большей частью природные ресурсы, рынок сбыта и какие-то нехитрые развлечения. Многие наши политики, бизнесмены, журналисты, учёные активно способствуют реализации примитивных китайских интересов в нашей стране и в первую очередь в ее приграничных территориях. Что там рассказывают китайцам о России, о Православии наши «экскурсоводы-миссионеры» во Владивостоке или преподаватели в Дальневосточном университете? Группы китайских туристов, прибывающих в Приморье, во Владивосток, обязательно проводятся нашими экскурсантами к памятникам Ленину, к паровозу, где якобы сожгли Лазо, и в магазины, где можно купить бюстик Ленина, пилотки со звёздами, шоколад «Алёнка» и т.д.
А как раскрывают даже перед приморскими школьниками историю России? Что говорят и пишут местные краеведы? Разве школьникам и студентам рассказывают о том, что Русь пришла на восток с Крестом и Евангелием? А ведь в Приморье значительная часть названий сёл, городов, бухт, заливов, островов имеют православное происхождение и ясно указывают на то, с какой идеей, с какой миссией пришла Россия к Тихому океану. Но сегодня школьникам вещают о «великом значении» тигра и леопарда, о том, что Приморье – это земля бохайцев и чжурчженей…
С политикой наших чиновников всё понятно, мы уже говорили, что здесь экономические приоритеты. Но по церковной линии можно было бы сделать многое… И не обязательно среди китайцев. Давайте в первую очередь миссионерствовать среди наших дальневосточников, которые живут по соседству с Китаем и в духовном плане не могут отличить левую руку от правой, не знают даже поверхностно истории утверждения России и Русской Церкви на берегу Океана. Давайте миссионерствовать среди приезжающих на постоянное место жительства большим потоком среднеазиатских мигрантов!
В Приморье, на границе с Китаем миссионерство даже среди нашего русского населения находится в крайне слабом, упадническом состоянии. За последние несколько лет существенно ослабла приходская жизнь. Происходит постоянное перемещение священников с прихода на приход, куда-то исчезают батюшки с больших городских приходов. В Уссурийске в главном храме города – Покровском – раньше служило пять священников. Сегодня осталось двое, а фактически служит один батюшка, без дьякона. Уссурийск – узловой город на Дальнем Востоке. Те же китайцы в большом количестве стремятся сюда, каждый день на городской автовокзал прибывают полные автобусы из китайского Суйфэньхе…
Сегодня в Приморье и на всём Дальнем Востоке особо требуются толковые батюшки-миссионеры, они нужны здесь не проездом, а на всю жизнь. Но таких батюшек здесь всё меньше. Здесь на границе с Китаем и всей Азией особо нужен православный народ, который своим образом жизни будет исповедовать Христа. Но такой народ всё больше уезжает «на Запад»…
Священномученик Иоанн Восторгов, великий проповедник и миссионер, не раз побывавший еще в начале XX века во Владивостоке, посещавший Китай, писал: «Так, вы видите, что Россия имеет особое, как бы апостольское, призвание на Восток – нести славу Креста Господня, давать счастье веры, свет и спасение Евангелия для языческих многочисленных племён. Переселенцы же русские в Сибири и на Дальнем Востоке незаметно для себя способствуют России исполнению этого великого, святого Божьего призвания».
Так давайте говорить об апостольском призвании России! Давайте соответствовать этому призванию на уровне церковной и государственной политики! А чтобы миссионерствовать в Китае, Америке или Африке, России нужно прежде всего не заискивать перед Западом или Востоком, перед США или Китаем, а твердо встать на своей земле, осознав свое христианское призвание, вновь обратившись на уровне государственной политики и жизни народной ко Христу.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Источник:https://ruskline.ru