Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Похвала Пресвятой Богородицы: духовный смысл и историческое содержание праздника 01.04.2023

Похвала Пресвятой Богородицы: духовный смысл и историческое содержание праздника

В нашем церковном календаре немало праздников и особо памятных дней, посвященных Пресвятой Деве Марии. Один из них совершается в субботу на пятой неделе Великого поста, называется он Похвала Богородицы (или Суббота Акафиста). В этом году празднование его приходится на субботу 1 апреля, а сам Акафист служат накануне – вечером в пятницу 31 марта. Откуда пошел этот обычай? Исторически он тесно связан с нашествием персов на Константинополь в 626 году: тогда византийцы выдержали тяжелейшую осаду и яростный штурм одновременно с моря и суши.

Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу о спасении, а Патриарх Сергий носил на руках икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. И горячие молитвы народа не остались без ответа: после разгрома на море враг отступил, и город чудесным образом был избавлен от гибели. После тех грозных битв благодарные византийцы составили дивное песнопение, прославляющее Матерь Божию как Защитницу и Покровительницу Константинополя.

Это был далеко не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасала его от захватчиков. Потому и укоренился в Константинополе обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме и благодарить Богородицу за милость и защиту. По преданию, именно в пятую субботу Великой Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции. Постепенно этот византийский праздник распространился по всей Православной Церкви. В древнерусских летописях тоже есть упоминания о нем.

Так уже более десяти веков на 5-й неделе Великого поста возносится устами православных дивная Похвала Богородице. Условно эта неделя называется также «седмицей Константинополя», так как с этим городом исторически связаны и Четверток Великого канона Андрея Критского, и субботняя служба Похвалы Богородице.

Есть немало хвалебных песен, посвященных возлюбленному Господу нашему Иисусу Христу, святым угодникам Божиим и большим церковным праздникам, но все они появились позже, чем этот древний Акафист Божией Матери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VII веке. И до сих пор это единственный акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.

В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя от персов, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи». Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие грозные события. Человеку трудно благодарить за то, что известно, может быть, по нескольким строчкам из книги. Но в жизни каждого православного христианина есть моменты, когда он обращается к Божией Матери с какой-то своей скорбью, и получает облегчение, и чувствует Ее участие в своей жизни. Так что каждому есть за что поблагодарить Богородицу, а все вместе мы совершаем молебное благодарственное пение Той, Которая родила Спасителя всему миру.

«Радуйся..., радуйся..., радуйся...», — повторяются на протяжении всего акафиста слова Архангела, благовестившего Деве Марии о рождении Сына. Кажется, так неожиданно звучит этот призыв в дни Великого поста, когда все в храме настраивает на покаяние: и полумрак, и тишина, и темные облачения священнослужителей. И всего два дня назад здесь звучал Великий покаянный канон Андрея Критского, читалось житие преподобной Марии Египетской. И все ближе подходит Страстная седмица, когда все напоминает о Жертве, принесенной на Голгофе... Но ведь Сам Христос заповедовал нам не быть унылыми во время поста (Мф.6:16). Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божию? Вот поэтому и совершается Великим постом праздничная служба «Похвала Богородицы».

Она не похожа ни на одну другую службу года. Лишь раз в году 
в один и тот же день сей Акафист звучит во всех православных храмах во время богослужения. Он состоит из 12 икосов – хвалебных строф, содержащих рефрен «радуйся», и 12 кондаков – меньших по объему, чем икосы, строф, завершающихся рефреном «Аллилуйя». Во время богослужения он делится на четыре части — по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения фрагментов Акафиста священнослужители выходят чрез Царские врата и встают перед иконой Богородицы, помещенной в центре храма. В Субботу Акафиста, как и во все субботы Великой Четыредесятницы, служится литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется чтение фрагмента Евангелия, посвященного Деве Марии.

На новгородской иконе «Похвала Пресвятой Богородицы» (XV век) Она изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями о приходе в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие. В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос. В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы, случаи Ее заступничества и помощи верующим.

В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот сюжет есть и в росписях Успенского собора Московского Кремля. Там же, в Успенском соборе, хранится и самая древняя в России икона «Похвала Богородицы с Акафистом», датируемая второй половиной XIV века. Иногда ее называют «гимн в красках», поскольку в ней нашли отображение прекрасные поэтические образы, встречающиеся в Акафисте.

В заключение отметим, что Похвала Богородицы — престольный праздник одного из приделов Успенского собора Московского Кремля. По утверждению историков, в XVI-XVII веках именно в Похвальском приделе совершались наречения митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

Подготовила Анна Соколова
По материалам https://azbyka.ru


Тропарь Похвалы Богородицы:

Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.


Кондак Похвалы Богородицы:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

<-назад в раздел

Русский календарь