Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
29.03.2023

Ярчайший пример практики покаяния: Извлечем урок истины из жития преподобной матери нашей Марии

Мария.jpg

В четвертую Неделю Великого поста Церковь напоминает нам об Иоанне Лествичнике и его мудрой книге «Лествице» — как бы «теории» покаяния. А пятое воскресенье поста (в этом году – 2 апреля) посвящено Марии Египетской. В истории Православной Церкви жизнь раскаявшейся блудницы стала ярчайшим примером «практики» покаяния – для всех христиан на все времена. Не зря целая Неделя Великого поста посвящена именно ей. Накануне этого воскресного празднования 29-30 марта в храмах пройдут богослужения под названием Мариино стояние или Четверток Великого канона.


Они предусматривают чтение канона Андрея Критского – этой великой поэмы о покаянии – и жития преп. Марии Египетской. Сначала читается первая часть жития, затем 50-й псалом, и начинается пение Великого канона. Устав велит петь его «косно, с сокрушенным сердцем и гласом», то есть и голос, и сердце должно быть в сокрушении. После третьей песни читается седален и вторая половина жития прп. Марии.

Написано оно святителем Софронием, патриархом Иерусалимским (+638) и считается одним из важнейших трудов святоотеческой письменности. Приведем небольшой отрывок из жития прп. Марии, где описан поворотный момент, когда она начинает понимать, что тяжкие грехи мешают ей прийти к Богу:

«Снова смешалась я с иными входящими в церковь, и усиливалась войти, но все труды мои были напрасны. И снова, как только нога моя грешная коснется церковного порога, церковь всех примет, никому не возбраняя, меня же одну, окаянную, не принимает! Как воинство, на то поставленное, чтобы заграждать вход, так снова и снова мне запрещала войти некая внезапная сила, и опять я оказывалась в притворе.

Так пострадав трижды и четырежды, и все без успеха, изнемогла я, и все не могла присоединиться к входящим. К тому же и тело мое все болело от угнетающих меня людей, меж которых я теснилась, стараясь проникнуть в церковь. В стыде и отчаянии отступила я, наконец, и стала в одном из углов притвора церковного, и едва несколько пришла в чувство, поняв, какая вина возбраняет мне видеть Животворящее Древо Креста Господня! Ибо коснулся очам сердца моего свет разума спасительного, заповедь Господня светлая, просвещающая душевные очи, показующая мне, что тина моих дел возбраняет мне вход в церковь! Тогда начала я плакаться и рыдать, и бить в перси, износя воздыхания из глубины сердца».

+++

Какие главные истины, относящиеся к подвигу покаяния, напоминает нам поучительная жизнь преподобной Марии?

а) Первая истина та, что покаяние для нас всегда возможно. Как бы велики и многочисленны ни были наши пороки, как бы ни долго уже мы служили беззаконию, как бы ни укоренились и ни застарели во зле, – мы всегда можем очувствоваться и обратиться к Богу с молитвою о помиловании. В 15 лет Мария предалась блудному греху и потом 17 лет, самых свежих и цветущих лет своей жизни, нераскаянно жила во грехе. И как жила? Казалось, она потеряла всякий стыд и совершенно изгнала из сердца страх Божий, совершенно заглушила в себе голос совести. Имя Марии было покрыто всеобщим позором.

Однако ж и эта, по-видимому, погибшая душа могла покаяться: от чего же не покаяться и нам? Может быть, наши грехи менее грехов Марии: тем легче для нас покаяние. А если даже не менее, если даже более? Мария пришла в себя и начала каяться, когда стремилась во храм, чтобы поклониться Животворящему Древу Креста Господня. А святой Крест – этот якорь спасения для грешных – всегда с нами. «Кровь» Иисуса Христа, распятого на Кресте, способна очистить нас «от всякого греха» (Ин. 2, 1). Воззовем только к Нему, подобно Марии, с живою верою в Его крестные заслуги и надеждою на Его милосердие.

б) Вторая истина та, что недостаточно только сознать свои грехи и показать сокрушение о них, недостаточно просить помилования от Бога и дать обет лучшей жизни, а надобно потом на самом деле исполнить этот обет, надобно решительно вступить в борьбу со всеми страстями и пороками, в которых мы раскаялись, и побеждать их; надобно стараться загладить прежния свои вины и благоугождать Богу противоположными добродетелями, скорбями и лишениями.

После семнадцати лет порочной жизни Мария, решившись исправиться, немедленно удалилась в пустыню и там другие 17 лет неусыпно боролась с своими греховными вожделениями и помыслами, которые влекли ее на прежний путь, – боролась, как с лютыми зверьми, по ее собственному выражению, пока не одержала над ними совершенной победы. Затем еще 30 лет провела в пустыне посреди всякого рода лишений и трудов, оплакивая свои прежния постыдные дела, измождая свою плоть воздержанием и постом, подвизаясь в непрестанном Богомыслии и молитве.

Плоть Марии до того утончилась и покорилась духу, что иногда во время молитвы св. подвижница поднималась от земли и могла ходить по водам, как по суше. Вот каково должно быть истинное покаяние, а не такое, каким оно большею частию является у нас! Ныне мы сокрушаемся о своих грехах, а через день или несколько дней снова принимаемся за те же дела. Кающиеся должны постоянно помнить слова св. Иоанна Предтечи: «сотворите убо плод достоин покаяния» (Матф. 3, 8), – т.е. засвидетельствуйте истину вашего покаяния исправлением вашей жизни.

в) Наконец, третья истина, внушаемая нам примером преподобной Марии египетской, состоит в том, чтобы мы, стараясь сами раскаяться во грехах и исправиться, пользовались вместе и богодарованными средствами для этой цели: таинствами покаяния и евхаристии – и пользовались, как следует. Целые десятки лет Мария оплакивала в пустыне свои грехи и благоугождала Господу; многолетними подвигами совершенно преобразовала себя, взошла на высоту духовных совершенств, уподобилась ангелам. А между тем все еще чувствовала над собою тяжесть давно минувших своих беззаконий и молила Бога, чтобы Он удостоил ее облегчить совесть исповеданием своих грехов пред отцем духовным.

И вот, по устроению Божию, приходит в пустыню великий авва Зосима... О, с какою подробностию исповедала она тогда пред ним свои грехи, как не щадила себя, как не устыдилась открыть ему даже малейшие обстоятельства, увеличивавшие ее виновность! Получив разрешение от преподобного, она просила его прийти к ней не прежде, как через год, со Святыми Животворящими Тайнами, желая достойнее приготовиться к принятию их, и когда Тайны были принесены, она, после обычных молитв, с величайшим благоговением приобщилась этой Божественной пище и питию.

Если же такая высокая подвижница, столько лет каявшаяся пред Богом, сочла для себя нужным со всею подробностию исповедать свои грехи пред отцем духовным и со всем благоговением вкусить Тела и Крови Христовой: не тем ли более то и другое необходимо нам – грешным? Не Сам ли Спаситель сказал пастырям церкви: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин. 20, 23)? А как они могут отпустить или не отпустить, если мы не откроем им, в чем именно мы виновны? Кому неизвестны слова Спасителя, обращенные ко всем нам: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6, 53), а равно и наставление св. апостола: «да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня» (1Кор. 11, 28 и 29)?

+++

Напечатлеем же, братие, в сердцах наших все три истины, какие преподает нам ныне примером своим преподобная мать наша Мария, и позаботимся воспользоваться ими для нашего спасения.
1. Как бы глубоко ни погряз человек в греховной нечистоте, он никогда не должен отчаиваться, но всегда должен надеяться на обращение и лучшую жизнь.
2. Если человек будет всеми силами стараться и крепко верить в помощь Божию, то он может не только оставить путь греха, но даже достигнуть высокой степени святости.
3. Хотя обращающемуся грешнику приходится терпеть много соблазнов и искушений, приходится выдерживать много борьбы с своими похотями и страстями, но если он победоносно снесет их, то, наконец, совершенное спокойствие наполнит его душу, и небесный свет осияет его внутреннее существо.

Чем дальше, тем легче и сладостнее будет для него святая жизнь, пока, наконец, он не перейдет в жизнь загробную, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная. Молитвами преподобной Марии Египетской да дарует нам Господь благодатную помощь Свою для вступления на путь истинного покаяния и да подкрепит Он нас, слабых и бедных грешников, Своим благодатным утешением на сем пути! Аминь.

Источник: Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года.
Книга II. Поучение 1, 2. Мария Египетская. (Образец покаяния). Месяц апрель.

<-назад в раздел

Русский календарь