12.03.2023
<-назад в раздел
Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт
Прихожанка. Скажите, в какой день и во сколько у вас будет служиться пассия?
Пресвитер. В нашем храме пассии не совершаются.
Прихожанка. Как?! Совсем?
Пресвитер. А почему они должны совершаться?
Прихожанка. Но ведь Великий пост идет.
Пресвитер. Да, я знаю.
Прихожанка. А разве пассии не должны совершаться Великим постом?
Пресвитер. Они вообще не должны совершаться в нашем богослужении, тем более Великим постом.
Прихожанка. Вот это новость! А почему?
Пресвитер. Потому что нет указаний на ее существование в Уставе Православной Церкви.
Прихожанка. А откуда же эта служба появилась?
Пресвитер. Чинопоследование этого «богослужения» составил в середине XVII века Киевский митрополит Петр (Могила).
Прихожанка. А кто это? Вы уже не раз его имя упоминали и в не очень выгодном свете.
Пресвитер. Это автор «Исповедания православной веры», составленного по латинским книгам и схемам[1], а также знаменитого и очень популярного у нас Большого Требника (Евхологиона), в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными статьями, взятыми из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Из одного этого уже видно, что он достаточно свободно обращался с латинскими книгами, и, что всего печальней для нас, «то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание»[2].
Прихожанка. Значит, и пассия – это латинский обряд?
Пресвитер. Несомненно. В этом можно убедиться, узнав не только о его происхождении, но и из самого духа, который он в себе заключает.
Прихожанка. А мы можем это сделать сейчас?
Пресвитер. Давайте попробуем. Как вы знаете, пассии совершаются 4 раза в год: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, хотя существует практика совершения их в другие дни недели: среду или пятницу. В переводе с латинского passio означает страсть, страдание. И как ясно из самого названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются повествования об этом по очереди из каждого Евангелия. Поются песнопения из богослужения Великой пятницы. А в самом конце произносится проповедь с поучением об Искуплении.
Прихожанка. А акафист?
Пресвитер. Позже ко всему перечисленному добавили еще и пение акафиста Страстям Господним. Но в раннем чине его не было. Первоначально пассии были распространены только в южных областях России, и лишь к XX веку их стали совершать в нашей Церкви повсеместно.
Прихожанка. То есть до XX века у нас пассии не совершались?
Пресвитер. Представьте себе. И никто из известных мне святых на эту тему даже не рассуждал, если не считать св. Афанасия, ограничившегося высказыванием, что заимствованные от латинян пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного Устава[3].
Прихожанка. А что в них плохого? Ведь служение пассий помогает нам достичь конечной цели Великого поста – сораспятия со Христом – и лучше подготовиться к празднику Пасхи!
Пресвитер. Это Вы сами придумали или кто-то подсказал?
Прихожанка. Это я усвоила из проповедей на пассии.
Пресвитер. Я так и думал. Но боюсь, что Вы и те, кто Вам это говорил, глубоко заблуждаетесь.
Прихожанка. Поясните.
Пресвитер. Во-первых, давайте поговорим о сораспятии. Насколько я понимаю, употребляя этот термин, Вы имеете в виду некое чувство к страдающему Христу. Правильно?
Прихожанка. Не некое, а конкретное чувство сострадания. Вся обстановка на пассии располагает к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа. Этим мне пассии и нравятся.
Пресвитер. А Вас не настораживает тот факт, что сораспинаться со Христом, сопереживая Его крестную муку, есть едва ли не самое существенное в западной аскетической практике подражания Христу и что основной «добродетелью» католических святых является «компассио», т.е. сомучение со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации?
Прихожанка. А что такое стигматизация?
Пресвитер. Стигматизация – это как бы овеществленное сострадание Христу. Стигматы в буквальном переводе с греческого языка означают укол, клеймо. Стигматами называют постоянно кровоточащие язвы, являющиеся на теле подвижников в местах крестных страданий Иисуса Христа, т.е. на голове, груди, ладонях и ступнях. Эти раны, как считают специалисты, появляются тогда, когда сознательная жизнь целиком поглощается каким-нибудь ярким образом, сопровождаемым мощным мысленным внушением, стремящимся перенести страдания воображаемого образа в физические ощущения тела[4]. По утверждению св. Игнатия Брянчанинова, старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение»[5]. Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа. Первый стигматик, Франциск Азисский[6], по свидетельству жизнеописателей, «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нему на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе», которая оканчивалась слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами[7]. Он же первый и стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа[8].
Прихожанка. Я этого не знала, хотя что-то отдаленное об этом и слышала.
Пресвитер. К той же цели стремится и автор фильма «Страсти Христовы».
Прихожанка. А что, этот фильм плохой?
Пресвитер. Вопрос некорректный, потому что понятия «плохой» или «хороший» есть понятия относительные. Помните шутку: что русскому хорошо, то немцу смерть. Что полезно одному, другому может оказаться неполезным. В каких-то случаях и яд может оказаться полезным... Но то, что фильм этот сделан в лучших традициях католической духовности, нет никаких сомнений.
Прихожанка. Ну, не знаю, мне фильм понравился, и не мне одной...
Пресвитер. А Вам не показалось, что он чрезмерно натурален, местами жесток к зрителю?
Прихожанка. Да, я согласна, что для имеющих, например, слабую нервную систему этот фильм может оказаться пагубным. Но в целом же фильм потрясающий!
Пресвитер. Вот Вы и ответили на свой вопрос. Этот фильм – потрясающий нервную систему. Но причем здесь духовная жизнь? На этот счет, мне помнится, есть интересное письмо св. Игнатия. Сейчас поищу... А вот оно. Смотрите, здесь и характеристика обсуждаемого нами фильма и рекомендация отношения к нему: «Не читай (в нашем случае, не смотри) никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть – и завлекают туда многих. Упоминаемое тобою “действие”, произведенное в тебе чтением Писания (просмотром фильма) – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя (как ужасно больно было Спасителю в это время и какие нечеловеческие муки Он вынес ради нас), было “кровяное”. Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются “прелестными”, т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему, потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности»[9]. Хорошо ли это? По его словам, очень нехорошо, ибо создает почву к самообольщению. Чтобы этого не случилось, «должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв»[10].
Прихожанка. А что же тогда имеет в виду св. ап. Павел, когда говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»? (Гал.2:19-20)
Пресвитер. Совсем не то, что имеют в виду католики и им сочувствующие. Сораспинаться Христу надо не желанием вжиться в Его состояние и ощутить мысленно или чувственно то, что ощущал Он при Своем распятии, а умерщвлением страстей. В сораспятии Христу ветхий наш человек распинается с Ним в купели крещения, освобождаясь от грехов (Рим.6:3-7), так что человек перестает делать неугодное Богу.
Прихожанка. Спасибо за разъяснение.
[1] При составлении его он пользовался «Римским Катехизисом» и «Суммой» (большим Катехизисом) Петра Канизия, а также малым Катехизисом П. Сото и другими сочинениями.
[2] Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Минск. 2006. С. 48.
[3] Св. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших. Примечание № 141.
[4] Ж. Дюма // Ладыженский М.В. Свет Незримый. – М., 1998. С. 186–187.
[5] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.
[6] Годы жизни: 1182–1226 г.
[7] См.: Ладыженский М.В. Свет незримый. С. 199.
[8] См.: Цветочки святого Франциска Ассизского. Гл. 44. – М., 1990.
[9] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 158. С. 286.
[10] Там же. С. 286.
Священник Вадим Коржевский
Источник:https://blagogon.ru/